Чтение с листа – важный для музыканта навык, который требуется от профессионалов и важен для любителей. На первых порах процесс чтения с листа может быть непростым, даже приносить быстрое утомление – это связано с недостаточным навыком чтения нот. Такой навык вырабатывается с постоянной практикой, подобно изучению иностранного языка. Только вместо лексики и грамматики в музыке запоминаются стереотипы фактуры, характерные для того или иного стиля мелодические обороты, так что человек начинается читать с листа уже не отдельными нотами, словно бы «по складам», а формулами – мотивами, фразами, аналогичными словам и предложениям в языке.
Поэтому, в начальном периоде, пока ощущаются трудности, тренируйтесь понемногу, но по возможности часто - если не ежедневно, то по крайней мере два раза в неделю. Поначалу играйте с листа композиции, записанные в тональностях с небольшим количеством ключевых знаков, через некоторое время у вас не будет проблем и с такими произведениями, которые записаны в красиво звучащих «романтических» тональностях, например, Des-dur – тональность романтических ноктюрнов. Следите за свободой рук и удобством исполнения, играйте «в свое удовольствие», при возникновении мышечных зажимов нужно немедленно освободить руки, выполнить несколько расслабляющих упражнений.
Можно использовать сборники и учебные пособия, построенные «от простого к сложному», или терпеливо разучивать непростые, но любимые произведения. В этом случае вам помогут слуховые навыки и музыкальная память – сочинения, которые вам понравились и запомнились, которые «на слуху», разучивать по нотам намного легче, чем читать с листа незнакомое сочинение. Разучивая непростые композиции, которые вам очень нравятся, вы запомните мелодические обороты, познакомитесь с приемами фактуры и у вас появятся некоторые представления о том, как устроена музыкальная форма. Дело в том, что в музыке играют большую роль принцип повторности, точной или вариантной, и новое проведение уже знакомой музыкальной темы сыграть по нотам будет гораздо легче, чем при первом проигрывании этой темы.
Регулярные занятия вырабатывают привычку читать с листа, и знакомство с новой музыкой будет доставлять вам удовольствие, открывать новые горизонты, развивать ваши технические навыки. Вполне возможно для любителя, играющего на фортепиано «для себя» несколько лет, играть с листа несложные прелюдии Шопена, части сонат Бетховена, экспромты Шуберта и другие композиции, которые могут представлять собой непростые задачи в плане фактуры, требовать использования фортепианной педали и стремления к красивому звуку. Не стесняйтесь читать с листа в медленном темпе, прослушивая все интонационные детали – это раскроет перед вами мастерство композиторского замысла, работы композитора, гармонические и фактурные краски.
Некоторые любители ограничиваются именно стадией чтения с листа, другие захотят выучить понравившееся сочинение наизусть, добиться его исполнения в темпе, приближенном к концертному. В таком случае музыкант может устроить небольшое выступление в домашнем кругу, порадовать родных и близких, пригласить в гости компанию друзей. Самые увлеченные могут выступить и на концертной эстраде.