Способы игры на гитаре (продолжение)

Способы игры на гитаре (продолжение)

В нашей  прошлой статье  мы рассмотрели  такие способы игры на гитаре, как бой, тамбурин, расгеадо и другие.

Однако не все способы. Существуют еще приемы.

Вибрато – прием, который часто используют вокалисты и исполнители на струнных смычковых инструментах (скрипачи, виолончелисты), несложно освоить и гитаристам. Для такого эффекта нужно дополнительно воздействовать на струну левой рукой, создавая колебания. Многие гитаристы умеют достигать вибрато не только одним пальцем, но и кистью и локтем при использовании приема «малое баррэ».

Игра легато на гитаре применяется опытными музыкантами, преимущественно на классической (акустической) гитаре. Сначала звук извлекается пальцем правой руки, а потом – дополнительными, достаточно активными и даже резкими ударами левой рукой по той же струне на любом ладу. Этот прием может создать впечатление дополнительного аккомпанемента.

Прием стаккато в игре на гитаре заключается в том, чтобы приглушать струны и на аккордах большого и малого баррэ. Указательный палец снимается с грифа и во время звучания аккорда ослабевает давление на струну. Нередко струны глушатся с помощью ладони.

Глиссандо - распространено среди итальянских гитаристов, представляет собой скольжение пальцами левой руки по грифу. Сначала нужно зажать определенную струну, извлечь из нее звук пальцем правой руки, а потом скользить левой руку по грифу до определенной новой ноты.

Флажолеты – прием, характерный для многих струнных смычковых и щипковых инструментов, применяется также при игре на балалайке, домре и других инструментах. Считается, что игра флажолетами на гитаре относится к числу самых сложных приемов. Тем не менее, гитарист может увеличить диапазон своего инструмента на октаву вверх благодаря этой технике.

Натуральные флажолеты исполняются на 12, 7, 5, 4 и 3 ладах. Струна прижимается подушечкой пальца напротив порожка, палец правой руки извлекает звук, и музыкант резко отпускает струну на грифе. С первого по третий лад этот прием звучит недостаточно качественно.

Искусственные флажолеты на гитаре сложно извлекаются и не всегда хорошо звучат. Несомненно, в таким случаях требуется и мастерство исполнителя и высокое качество инструмента. Польцем левой руки нужно зажать струну на грифе. Подушечкой указательного пальца правой руки нужно мягко прижать эту же струну на семь ладов выше, безымянным пальцем извлечь звук, после чего резко отпустить указательный палец.

При исполнении сложных флажолетов используется также дополнительная игра большим пальцем, создающим аккомпанемент, а указательный палец правой руки, как и в предыдущем приеме, нажимает на струну, но немного сильнее.

Техника флажолетов породила еще более сложную технику – тэппинг, называемый еще фортепианной техникой, поскольку в игре участвуют обе руки. Каждая рука может извлекать звуки ударами по струнам между ладами, причем бывает одно- и  двухголосный тэппинг, который называют полифоническим.

Самый простой вариант игры тэппингом - на одной струне, средним или указательным пальцем правой руки. Функции левой руки вполне традиционны. В более сложных видах одноголосного тэппинга музыкант играет всеми пальцами правой руки на нескольких струнах. Иногда как в левой, так и в правой руке могут использоваться интервалы, но по названию приема такой теппинг все равно будет одноголосным.

В полифоническом теппинге гитарист исполняет самостоятельные партии обеми руками. Левая рука может исполнять бас с аккордовым аккомпанементом, а правая – солирующую мелодию. Такая техника напоминает об игре на фортепиано и используется для исполнения сольных пьес. Полифонический тэппинг может применяться и в гитарном ансамбле, когда музыканты сочетают многоголосные мелодические линии и развитую фактуру аккомпанемента.

Некоторые гитаристы используют постукивание при помощи отточенного медиатора вместо удара пальцами, образуется впечатление быстрого, жесткого пассажа, чередование нот может напоминать трели. Такую технику называют тэппинговым штрихом.

Тэппинг используется не только на электрогитаре, но и на акустической гитаре, бас-гитаре, а также в какой-то степени может быть выполнен на любом другом струнном инструменте.

Этот прием побудил к экспериментам в области создания новых инструментов. Стик Чепмена, Тач-гитара, сконструированная Дэйвом Банкером (1958), Харпеджи, Warr Guitars и другие - все это инструменты, специально изготовленные для тэппинга.

Сложными и требующими виртуозного владения инструментом приемами, являются бэнды. Это подтягивание струны во время ее звучания, которое может создать эффект пения или плача, экспрессивного выражения чувств на гитаре. Прием используется преимущественно на электрогитарах. На классической гитаре такой прием не применяется, на нейлоновых струнах исполнить такой прием невозможно.

Струна оттягивается пальцами во время звучания, в результате повышается высота ноты. Важны в этом вкус и чувство меры, хорошая техника, иначе вместо выразительных эффектов игра будет напоминать «пение павлина». Чаще всего бэнды исполняются на первых трех струнах, причем для этого приема нужны металлические струны, третья струна не должна иметь оплетку. Особо искусные музыканты с помощью такого приема могут создать иллюзию звучания человеческого голоса.

Наши курсы

Есть вопросы? Звоните нам! +7 (495) 968-07-37

Мероприятия

27.04.2024 в 17:00 — день открытых дверей

Мы открыты и работаем!

Приходите по нашему адресу в аудиторию 225.
Можно приходить без предварительной записи, регистрации и смс
Мы покажем вам школу, расскажем о преподавателях и процессе обучения, наших концертах, мероприятиях и всём том, что вы получите, обучаясь у нас. Вы узнаете все детали обучения, а мы составим индивидуальный план ваших занятий.

Записаться на занятия
Подарочный сертификат