Сольфеджио: мажорные гаммы и интервалы

Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.

Из прошлого урока вы уже узнали о мажорных гаммах До, Соль и Фа. Вы также уже знаете, что все мажорные гаммы строятся по принципу: два тона – полутон, три тона – полутон. Поэтому, немного потренировавшись, вы сможете построить мажорные гаммы буквально от любой клавиши. В них будут встречаться диезы и бемоли, причем появление этих знаков возникает по строго определенным правилам.

На этом уроке речь пойдет о мажорных гаммах, в которых постепенно – по одному – прибавляются диезы. В ре мажоре мы должны будем применить два диеза (фа и до диезы), в ля мажоре – три диеза (фа, до, соль), в ми мажоре – четыре диеза (фа, до, соль, ре), в си мажоре их будет пять (фа, до, соль, ре, ля).

Попробуйте подобрать гаммы на клавиатуре. Для того, чтобы научиться играть гаммы быстро, надо освоить незаметное подкладывание первого пальца после трех клавиш, или перекладывание кисти в левой руке после того, как все пять пальцев уже нажали свои клавиши. Пусть Вам это движение покажет кто-то из старших товарищей. Можете посмотреть аппликатурные схемы гамм в «Школе игры на фортепиано» Николаева. Но не забывайте, что при игре рука должна быть мягкой и свободной.

В каждой тональности есть устойчивые и неустойчивые звуки. К устойчивым относятся I, III и V ступени, их одновременно звучание образует тоническое трезвучие.

Среди наиболее популярных мелодических мотивов – поступенное движение, опевание и скачки. Опевание – это красивый мелодический ход, представляющий собой окружение устойчивой ступени двумя неустойчивыми, прилегающими к ней сверху и снизу. Примером может быть начало английской песни:

Тональности с еще большим количеством знаков встречаются редко даже в профессиональной музыке, так что любителям они, скорее всего, не обязательны. Но из любви к музыкальной науке можно выучить скороговорку «фа, до, соль, ре, ля, ми, си» - это порядок постепенного прибавления диезов. Любопытно, что та же скороговорка, прочитанная в обратном порядке – «си, ми, ля, ре,фоль, до, фа» – покажет начинающему музыканту порядок прибавления бемолей.

Знаки в тональностях 

И еще одно наблюдение. Диезы, так же, как и бемоли, прибавляются по квинтам. В самом деле, от ноты «до» до ноты «соль» – квинта (+1 диез), от «соль» до «ре» – квинта (еще +1 диез), и т.д. Аналогичная картина возникнет с бемолями: от ноты «до» до ноты «фа» – квинта, только вниз. От «фа» до «си-бемоль» (в си-бемоль мажоре 2 бемоля) – тоже квинта и т.д.

В результате, создается квинтовый круг тональностей. Музыканты рисуют красивую схему. До 6 знаков прибавляется в каждую сторону – и в сторону бемолей, и в сторону диезов. А потом квинтовый круг замыкается: фа-диез совпадает с соль-бемолем, до –диез с ре-бемолем, и так далее.

Кварто-квинтовый круг мажорных тональностей

Перейдем к интервалам. Интервалами называют расстояние между нотами, и определяют его по количеству полутонов и ступеней: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. 

Таблица интервалов

Подсчитать количество ступеней и тонов и построить интервал сравнительно несложно. 

Сложнее разобраться с и выразительными характеристиками.

Интервалы бывают гармонические (когда два звука нажимаются одновременно) и мелодические (два звука образуют мотив, исполняются по очереди друг за другом).

Если нужно научиться определять на слух гармонические интервалы, их можно разделить по двум принципам. 1 принцип – по окраске: резкие (диссонансы), мягкие (несовершенные консонансы) и пустые (совершенные консонансы). 2 принцип – это расстояние между звуками, тесные (от примы до кварты) и широкие (от квинты до октавы). Таким образом, если вам кто-то из друзей сыграет одновременно два звука, расположенных близко друг к другу и звучащих мягко, Вы отгадаете, что это терция. Два звука, звучащих резко и при этом занимающих большое пространство, образуют септиму. Звуки «пустых» интервалов хорошо сливаются друг с другом – это прима, октава, квинта, кварта.

Для того, чтобы научиться определять интервалы в последовательном звучании (мелодические), к каждому из них подбирают подходящую мелодию. Например, мелодия песни «В лесу родилась елочка» начинается с большой сексты. В кварты начинаются марши, гимны, в том числе начало мелодии Государственного гимна – это именно кварта. С такими ассоциациями вы настолько хорошо запомните интервалы, что их трудно будет перепутать.

На следующем уроке перейдем к изучению основ записи и чтения нотного текста.

Приглашаем вас на  уроки фортепиано в Рок-Академию.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Начать обучение можно в любой момент. Записывайтесь на пробное занятие!

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель - лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано
Есть вопросы? Звоните нам! +7 (495) 968-07-37

Мероприятия

20.04.2024 в 17:00 — день открытых дверей

Мы открыты и работаем!

Приходите по нашему адресу в аудиторию 225.
Можно приходить без предварительной записи, регистрации и смс
Мы покажем вам школу, расскажем о преподавателях и процессе обучения, наших концертах, мероприятиях и всём том, что вы получите, обучаясь у нас. Вы узнаете все детали обучения, а мы составим индивидуальный план ваших занятий.

Записаться на занятия
Подарочный сертификат