Запись и чтение нотного текста

Из прошлого урока мы с вами узнали о мажорных гаммах и интервалах. Сегодня же перейдем к изучению записи и чтения ноткого текста.

Со стороны может показаться, что точечки и закорючки нот не имеют ничего общего со звуками, которые ими записаны. На самом деле это не так. И музыканту так же просто «прочитать» эти знаки, как любому человеку – фразу из букваря «мама мыла раму».

В нашем очередном уроке самоучителя речь пойдет о том, как записывается и как воспроизводится на инструменте мелодия.

Самая сложная нотная запись называется партитурой. В ней учтено множество голосов симфонического или другого оркестра, мелодия, или партия, каждого инструмента в отдельности. При этом некоторые инструменты имеют свой особый «ключ» к записи, то есть, говоря по-простому, свой принцип записи. И человек, который управляет оркестром – дирижер – видит перед собой несколько десятков нотных строк в партитуре и внутренним слухом объединяет в стройное звучание.

В случае с исполнением музыки на фортепиано в качестве такого «дирижера» будет выступать ваш внутренний слух. Немного практики – и вы уже сможете следить за двумя голосами – правой и левой рукой. Не правда ли, неплохо для начала?

Расскажем подробнее.

Из предыдущих уроков вы узнали, как записывается длительность звучания ноты и как именно в записи ноты отличаются одна от другой.

Вот простая пьеска из 12-ти тактов, и, если вы смогли ее сыграть, то узнали, что…

…это песенка «Маленькой елочке холодно зимой». Молодцы, можно взять с полки пирожок! Проанализируем проведенную работу. Вы увидели скрипичный ключ – как известно, ключ «соль». Из этого понятно, что нота на второй линейке нотного стана – это и есть она, соль, и на клавиатуре находится она между первой и второй черной клавишей из трех.

Точно так же, пользуясь приобретенными знаниями, вы определили, что вторая нота – ми, и длится она ровно в два раза меньше, чем соль. Да, ведь восьмая часть – это в два раза меньше, чем четверть, об этом знают даже первоклашки.

А теперь представьте, что две ваши руки – это два голоса оркестра. Давайте запишем ту же самую музыку иначе, на двух нотных станах (ну, а чтобы было понятно, что музыка исполняется одновременно, объединим нотные станы чертой).

В то время, как свою роль исполняет правая рука, левая «отдыхает» (пауза), а на самом деле она должна (то есть вы) чутко прислушиваться к другой партии и не пропустить свое вступление. Но так будет не всегда, в музыке чаще всего обе руки играют одновременно, как и музыканты в оркестре или ансамбле.

Получилось? Значит, после некоторой тренировки вы сможете исполнить и более трудный фрагмент.

Басовый ключ

Посмотрите теперь на клавиатуру фортепиано. Некоторые клавиши расположены «в зоне действия» левой руки, некоторые – посередине, а другие – высоко, для правой руки. Есть понятие о регистрах. Нижний, средний и высокий регистры. Ноты пишутся на добавочных линейках, если их не вмещает нотный стан.

Вот как пишутся ноты в скрипичном и басовом ключе:

Согласитесь, не очень удобно для прочтения. Для облегчения этой задачи был придуман басовый ключ. Ключ «фа». Этот ключ говорит о том, что нота, расположенная на четвертой линейке снизу, будет считаться нотой «фа», и, принимая во внимание это условие, можно расположить и другие ноты по порядку:

Вот и знакомая нам пьеса в скрипичном и басовом ключах:

Чаще всего запись нотного текста для фортепиано так и делается: на двух нотных станах, один из которых в басовом ключе, второй – в скрипичном. Но представьте, что читаете книгу, в которой одновременно два языка, и на каждом написано свое. Это сложно. Поэтому рекомендуется сначала выучить расположение клавиш для правой руки, а потом для левой. Дело в том, что, играя, мы не каждый раз проводим параллель между нотой и звуком, чаще всего со временем движения доводятся до автоматизма.

На пробу вот простенькая пьеса:

Если вы распознали, что это вальс, то можно вас поздравить: вы начали осваиваться с нотной записью.

Нотная запись – это не только изображения нот, паузы и указание длительностей. Кроме самых простых изображений, вроде азбуки, существует ряд более сложных знаков, которые можно встретить на нотной бумаге. Расскажем о них.

Знаки, которые увеличивают длительность ноты

Часто требуется увеличить время звучания ноты, иногда на строго точно определенное время, а порой – на неопределенное время, которое зависит от общего настроения и характера музыки.

Вот знаки, увеличивающие длительность звучания:

  • точка: увеличивает звучание ровно на половину исходной длительности. Например, четверть с точкой – это одна четверть и одна восьмая, половинка с точкой – три четверти и так далее;

  • две точки (встречается редко): увеличивает длительность звучания на половину и еще на четверть от половины (не пытайтесь понять, вряд ли это встретится вам в ближайшем будущем);

  • лига: если звуки, изображенные разными нотами, находятся на одной высоте (соль и соль, ля и ля), то лига, соединяющая их, значит, что нужно держать звук столько, сколько обозначают обе длительности. Например, соединенные лигой четвертная соль и соль-половинка будут звучать три четверти;

  • фермата: самый неопределенный символ из всех вышеперечисленных. Действительно, длительность ноты, обозначенной ферматой, определяет исполнитель. Многих начинающих музыкантов это смешит: путь звук звучит в бесконечности, а я пойду посплю. Но это – крайне серьезный знак, от чуткого исполнения которого (особенно в конце произведения или его части) зависит порой успех всей пьесы. Выглядит фермата как полукруг с точкой и пишется над нотой.

Как выглядят паузы?

Паузы – это как местоимения в русском языке: они замещают время, когда вместо ноты звучит… тишина. Пишутся паузы не так, как ноты. Исторически сложилось такое написание пауз:

Для увеличения времени «звучания» пауз употребляются все те же приемы, включая фермату, описанные выше, кроме лиг. При записи нотного текста не так уж важно, каким количеством пауз изображается «молчание»: двумя восьмыми или одной четвертной, главное, чтобы общая длительность была верно указана.

Поговорим и о таком понятии, как ранжир. Этот термин значит, что при записи текста на двух и более нотоносцах звуки, которые должны звучать в одно и то же время, расположены строго друг под другом: вертикально.

Итак, теперь вам под силу сыграть любой музыкальный фрагмент!

Знаки сокращения музыкального текста

Зачастую бывает, что какой-то музыкальный фрагмент или его часть нужно повторить заново. Для экономии бумаги и (ранее) чернил, а главное, сил переписчиков (когда еще не было копировальных аппаратов, все ноты переписывались людьми) музыканты приняли знаки сокращения нотного письма.

  1. Реприза (точное повторение фрагмента): повторяется музыка или с начала до репризы, или от одной репризы до другой.
  2. При повторе композитор может предусмотреть точное повторение текста, но иной конец его. Тогда употребляют «вольты»: первая вольта – окончание за первым разом, вторая вольта – окончание за вторым разом (переход туда – сразу после закрывающей репризы). Вольт может быть несколько. В песнях с куплетной формой может быть написано на вольтах «для повторения» и «для окончания».

Итак, перед нами относительно сложный нотный текст. Для того чтобы сыграть его, не нужно сразу кидаться воспроизводить ноты. Для начала нужно его проанализировать: отметить для себя размер (количество четвертей в такте), ритмический рисунок, ключи, в которых записана музыка, а также отметить, что «при ключе» имеется знак: бемоль. При записи произведений в тональностях, отличных от «до мажор» и «ля минор», используются ключевые знаки для того, чтобы не прописывать каждый раз около нот диез или бемоль. Знак си бемоль при ключе обозначает, что все ноты си в данном произведении будут сыграны, как си бемоль.

После краткого анализа можно начинать разучивать музыкальный фрагмент. Не торопитесь, не отчаивайтесь при неудачах, идите вперед – и у вас все непременно получится!

На следующем уроке мы с вами начнем знакомиться с аккордами  и музыкальной фактурой.

Приглашаем вас на  уроки фортепиано в Рок-Академию.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель - лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано
Есть вопросы? Звоните нам! +7 (495) 968-07-37

Мероприятия

16.11.2019 в 17:00 — день открытых дверей

Приходите по нашему адресу в аудиторию 239.
Можно приходить без предварительной записи, регистрации и смс
Мы покажем вам школу, расскажем о преподавателях и процессе обучения, наших концертах, мероприятиях и всём том, что вы получите, обучаясь у нас. Вы узнаете все детали обучения, а мы составим индивидуальный план ваших занятий.
Встреча мероприятия в соцсети Вконтакте: vk.com/rockopenday. Вступайте, чтобы не забыть!

Записаться на занятия
Подарочный сертификат