В базовых аккордах, построенных по терциям, возможна альтерация, т. е. хроматическое повышение или понижение отдельных нот. Прима (1) и септима (7) в базовых аккордах альтерации не подлежат. Терцию в аккорде с мажорным трезвучием в основании можно повысить на полутон (sus4) или понизить на тон (sus2). В трезвучии с минорным основанием всё наоборот: терцию можно повысить на тон или понизить на полутон. В результате этих манипуляций возникает целый ряд новых «подвешенных» аккордов sus - «сое» (от англ. suspend - подвешивать) - Csus4, C7sus4, Cmaj7sus4, C9sus4, а также Csus2 и C7sus2:
Квинту в аккорде можно повысить или понизить на полутон. Это позволяет получить ряд новых аккордов: СЪ5, С7Ъ5, С7#5 (= С7aug), C9Ъ5, C9#5, Cmaj9b5, Cmaj9#5:
Возможны такие обозначения альтерированных аккордов, где вместо знака диез (#) ставится +, а вместо знака бемоль (Ъ) ставится - . Например: С7-5, С9+5 и т. п.
При повышении или понижении ноны на полутон образуются аккорды: С7Ъ9, С7#9, Сm7Ъ9, Cmaj7?9, Cmaj7Ъ9, Cm maj7#9, Cmmaj7Ъ9.
При одновременной альтерации квинты и ноны возникают следующие аккорды:
Альтерация ундецимы или терцдецимы встречается реже, в основном - в джазовой музыке:
В этой главе мы, естественно, не могли показать все возможные альтерации в аккордах. Мы познакомили вас лишь с общими принципами альтерации в аккордах. Попробуйте строить альтерированные аккорды от разных нот самостоятельно, поищите «новые» аккорды и используйте их в вашем творчестве.