Любое базовое трезвучие, построенное по терциям, имеет особое «школьное» обозначение: 5/3. Эта дробь показывает, что в структуре аккорда имеется терция (3) и квинта (5). А прима аккорда по умолчанию всегда наличествует. Итак, 5/3 - это трезвучие, построенное по терциям.
Обращением трезвучия называется такое его перемещение вверх, при котором его нижняя нота переходит на октаву выше, а две другие остаются на месте. Обратите внимание на то, что в обращенных трезвучиях появляется интервал кварта.
Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, обозначается цифрой б и состоит из терции и кварты. Крайние голоса трезвучия образуют сексту.
Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, обозначается 6/4 и состоит из кварты и терции. Заметьте, что в секстаккорде кварта находится вверху, а в квартсекстаккорде -внизу. При этом крайние голоса аккорда так же, как и в первом обращении, образуют сексту. Эти структурные особенности обращенных трезвучий позволяют определять «на глаз» то или иное обращение.
Трезвучие может перемещаться также и вниз. При этом верхняя нота переходит на октаву вниз, а две другие остаются на месте. Обращение трезвучия - широко используемый в музыке приём, создающий новые фактурные построения.
Рассмотрим обращение до-мажорного трезвучия (С):
Следует заметить, что в гитарной музыке обращение аккорда имеет свою специфику и более сложную схему, чем та, что рассматривается нами в этой главке. Трезвучие, сыгранное на гитаре, может состоять более чем из трёх звуков, даже до шести. Это возможно благодаря удвоению отдельных звуков трезвучия. Так, аккорд С в первой открытой позиции играется как шестизвучный аккорд, хотя в его основании находится трезвучие, в котором все три звука удвоены (см. «Аккорды в открытой позиции» в разделе Практика).
Если функции аккомпанемента выполняет не один инструмент (гитара, фортепиано), а т. н. ритм-секция оркестра, ансамбля или группы, состоящая из гитары, бас-гитары и ударных, то обращенные аккорды, как правило, раскладываются на две функции: ритм и бас (например: гитара и бас-гитара). Таким образом, гитара играет аккорды, а бас (на сильные доли такта) играет ноты, находящиеся внизу аккордов (в т. ч. и обращенных). Например: если речь идёт об основном аккорде (например, до-мажорном), то гитара играет этот аккорд (С), а бас играет основной его тон до (а). Если необходимо озвучить секстаккорд до-мажорного аккорда (С6), то на фоне гитарного аккорда (Q бас играет нижнюю ноту обращения - ми (б), и обозначается такой аккорд как С/Е, где С - аккорд (для гитары), а Е- басовая нота (для баса). Если должен прозвучать до-мажорный квартсекстаккорд, то гитара сыграет всё тот же аккорд С, а бас на этот раз сыграет нижнюю ноту квартсекстаккорда - соль (в). Такой аккорд будет обозначаться как C/G.
Обращенные трезвучия можно играть на гитаре без баса. При этом нота, стоящая справа от косой линии в обозначении аккорда, должна быть сыграна как самый низкий звук (г).