Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы рассмотрели диапазон гитары.
Теперь вы узнали, как с помощью ключа и нотоносца определяется высота любой ноты. В этой главе мы рассмотрим второе физическое свойство звука: длительность. Нам предстоит научиться определять длительность нот и пауз. Для этого существует особая система их записи.
В основу обозначений длительности звуков положена целая длительность, дробление которой на более короткие происходит по принципу деления на два (1:2). В старинной музыке иногда встречается нота (ныне малоупотребительная), равная двум целым. Она называется бревис (лат. brevis -короткий), в противоположность ещё более длинной ноте, называемой лонга (лат. longa - долгая). В современной нотной записи самой длинной является целая нота. Она делится на две половинные, четыре четвертных, восемь восьмых, шестнадцать шестнадцатых, тридцать две тридцать вторых. В музыкальном обиходе имеются также и шестьдесят четвёртые ноты, и даже сто двадцать восьмые. В нашей Таблице длительностей не представлены столь мелкие ноты, но нужно иметь их в виду и, встретив в тексте, не пугаться, а спокойно в них разобраться.
Несколько слов о паузах. Каждая пауза называется так же, как соответствующая ей нота, и столько же длится. Соответствие нот и пауз вы найдёте в приведённой ниже таблице:
Для увеличения длительности нот и пауз применяют следующие знаки:
- Лига (от лат. Идо - связываю) - дугообразная линия. Связывая находящиеся рядом ноты одинаковой высоты (две или более), лига суммирует их длительности. На практике это означает, что если две ноты соединены лигой, то первую ноту (начало звука) мы ударяем, а вторую не ударяем, но продолжаем, условно говоря, держать руку прижатой (удерживая струну или клавишу), чтобы звук длился, не прерываясь. С помощью лиги мы можем соединять самые разные длительности, что делает возможным запись ритмических формул любой сложности.
Если же лига охватывает несколько разновысотных нот, это указывает на связный, легатный характер их соединения (итал. legato - связно, плавно). Так, скрипачи играют ноты, объединённые лигой, на один смычок, а духовики и вокалисты играют или поют залигованные ноты на одном дыхании, плавно и без толчков.
- Нота с точкой*. Точка, поставленная справа от ноты или паузы, увеличивает её длительность наполовину и упрощает тем самым запись, заменяя собой лигу и вторую ноту. Так, целая нота с точкой будет звучать дольше на половинную ноту. В правой части формулы мы видим лигу, соединяющую две ноты, становящиеся в этом случае одним звуком. Длится этот звук столько, сколько длится первая нота и, не прерывая звука, вторая. То же происходит и с другими длительностями с точкой. Важно знать, что в нотном письме применяются оба варианта записи: и с точкой, и с лигой, в зависимости от контекста. Но об этом как-нибудь потом. Точки ставятся также и у пауз, но лигами паузы не соединяются.
*Ноты с точкой вкупе с обычными нотами образуют т. н. пунктирный ритм (от лат. punctum - точка), в ритмическом рисунке которого сильная или относительно сильная доля продлевается в полтора раза за счёт укорочения следующей за ней слабой доли вдвое. Обращенный пунктирный ритм, в котором первая нота оказывается короче второй ноты с точкой, называется "ломбардским". В XVII-XVIII веках точка трактовалась более свободно (удлиняла на 3/4), что впоследствии стало соответствовать двум точкам (они были введены композитором Леопольдом Моцартом, отцом великого Вольфганга Амадея).
- Две точки справа от ноты или паузы. Первая точка прибавляет к ноте или паузе её половину, а вторая точка увеличивает длительность ещё на четвёртую часть основной длительности.
На следующем уроке мы рассмотрим такие понятия как ритм, такт, затакт.
Приглашаем в нашу школу гитары
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитары