Нотное письмо

Для удобства записи музыки в течение долгих столетий вырабатывалась особая система нотного письма. Возникновение нотной записи связывают с бенедиктинским монахом Гвидо из итальянского городка Ареццо (Guido d'Arezzo), жившим тысячу лет тому назад, в XI веке (992-1050 гг.)

Гвидо был выдающимся музыкальным теоретиком. До нашего времени дошёл его знаменитый трактат "Micrologus". Легенда гласит, что нерадивые мальчики-певчие кафедрального собора, которых обучал монах, никак не могли запомнить мелодии песнопений. Тогда Гвидо записал хоровые голоса, используя четыре горизонтальные линии разных цветов; точки между линиями обозначали звуки, под которыми были размещены слова песнопения. Помимо этого он поместил на нотоносце перед соответствующими линиями буквы F и С в качестве ключей. Так учёный монах стал отцом-основателем всей европейской музыки. Благодаря Гвидо из Ареццо стало возможным появление композиторов. Записанная музыка позволяла творцу освободиться от уже созданного и, сочиняя новое, двигаться вперёд, к другому материалу. Второй идеей гениального музыканта стала система чтения нот с листа, основанная на шестиступенной сольмизации со слогами ut, re, mi, fa, sol и la. Звуки шестиступенного диатонического звукоряда получили свои названия от первых слогов фраз, составлявших основу средневекового латинского гимна, обращенного к Иоанну Крестителю. Этот гимн-молитва становится вместе с тем и упражнением-распевкой для певцов. Вот этот гимн:

Леонид Харитонов перевёл его так: Святой Иоанн, разреши вину скверных уст, чтобы рабы твои могли свободно возглашать дивные дела!

В период раннего Средневековья наряду с греческой буквенной нотацией существовала латинская, соответствующая слогам ut, re, mi, fa, sol, la: С, D, E, F, G, А. После XII века она была вытеснена невменной нотацией (от греч. nveupa - дух, дыхание). Это изменение стало шагом назад, так как невменная нотация была безлинейной и показывала лишь общий контур мелодии. Однако с XIV века буквенная нотация появляется вновь и применяется в органных и лютневых табулатурах. В XV-XVI веках в рамках готической нотации были введены длительности, а в 1640 году итальянский теоретик Джованни Дони, занимавшийся реконструкцией древнегреческой музыки, заменил слог ut на более удобный для пения слог do. Вскоре был добавлен и седьмой слог si (Н) - по начальным буквам слов Святой Иоанн (Sancte Johannes) из гвидонова гимна. В XVIII веке во Франции получил прописку уже почти полный ряд букв латинского алфавита: С, О, Е, F, G, А, Н. В наше время для обозначения отдельных нот, струн, тональностей, аккордов (в частности, гитарных) используются эти же буквы, но с добавленной В, обозначающей си-бемоль:

С - до, D - ре, Е - ми, F - фа, G - соль, А - ля, Н - си, В - си-бемоль.

В современной американской системе буквенной нотации, а также в музыкальных компьютерных программах отсутствует буква Н ("ха"). Там для обозначения ноты си вместо Н используется буква В, а для ноты си-бемоль - буква со знаком бемоль. В нашей Школе мы используем букву Н для ноты си, а букву В с бемолем (чтобы не возникало никаких сомнений) для ноты си-бемоль во всех случаях, кроме традиционного обозначения тональностей.

На следующем уроке мы рассмотрим понятие нот и пауз.

Приглашаем в нашу школу гитары

ЗАНЯТИЯ ПО ВСЕМ КУРСАМ ДОСТУПНЫ ОНЛАЙН! ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ :)

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.

гитара Подробнее об уроках гитары
Есть вопросы? Звоните нам! +7 (495) 968-07-37

Мероприятия

ЗАНЯТИЯ ДОСТУПНЫ ОНЛАЙН!

В связи с введением режима самоизоляции в Москве все занятия в школе проводятся онлайн.
Жители других городов, кто давно хотел, но не мог - это ваш шанс. Записывайтесь на занятия!

Записаться на занятия
Подарочный сертификат