Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы познакомились с переменным ладом.
После того как мы рассмотрели понятие тональности, расскажем, как определить по нотному тексту, в какой тональности написано произведение или его фрагмент. Здесь необходимо сказать, что, за исключением самых простых форм, произведения претерпевают тональные изменения, порой существенные. Это означает, что музыка одной и той же композиции может проходить через различные тональности. Но, как правило, в какой тональности композиция начинается, в такой и заканчивается. Однако путь из точки "А" в точку "Б" отнюдь не прямой. Музыка движется по "кружному пути", проходя через различные музыкальные испытания и приключения. Впрочем, это касается прежде всего произведений крупной формы: сонат и симфоний.
Переход из одной тональности в другую с последующим возвращением в прежнюю тональность называется отклонением, а переход в другую тональность и завершение в ней всей композиции или её части - модуляцией. Неподготовленный, внезапный переход в другую тональность называется сопоставлением.
Как можно определить по нотам, "на глазок", в какой тональности написано произведение? Есть несколько признаков, по которым мы определяем тональность.
Прежде всего, это ключевые знаки. Увидев два диеза при ключе, мы понимаем, что это либо тональность D dur, либо л moll. Впрочем, в случае использования фольклорных ладов иногда встречается несоответствие тональности и знаков, выставленных при ключе.
Далее, если мелодия начинается без затакта, то обычно первая её нота принадлежит тоническому трезвучию. Также в самом начале произведения в мелодии обнаруживаются недалеко друг от друга тоника и доминанта тональности (I и V ступени), а начальный аккорд композиции чаще всего бывает тоническим.
Всё, о чём мы рассказали выше, касается начала произведения, его первых тактов. Для более точного определения тональности полезно посмотреть конец композиции. Заключительный звук почти всегда бывает тоникой или принадлежит тоническому трезвучию. То же можно сказать и о заключительном аккорде. Это почти всегда тоническое трезвучие, а его нижний звук - тоника.
Для определения хроматических ладов и признаков перехода в другие тональности важно обратить внимание на наличие случайных знаков (хроматизмов*). Они указывают на изменения ладов и их особенности, а также на отклонения или модуляции в другие тональности.
На следующем уроке мы рассмотрим гармонический и мелодический мажоры.
Приглашаем в нашу школу гитары
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитары