Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы рассмотрели обозначение силы звука в произведении.
Темпом (от лат. tempus - время) называется скорость чередования сильных и слабых долей. В более простой формулировке темп - это скорость исполнения музыки. Различают темпы медленные, умеренные и быстрые. В классической музыке часто используются словесные обозначения темпов. Со времени изобретения метронома темп выражается нотой и числом, что указывает на количество тех или иных длительностей, сыгранных за минуту времени. В западных нотных изданиях рок-музыки обозначения метронома не ставятся. Подразумевается, что темп данной композиции можно установить, прослушав её запись.
В приведённой ниже Таблице обозначения темпов вы найдёте лишь самые распространённые термины. Словесные обозначения громкости, темпа и характера исполнения музыки появились ещё в XVI веке, а в конце XVII - начале XVIII века утвердился словарь таких обозначений, главным образом итальянских, где рядом с указанием темпа ставилось слово, выражавшее характер музыки. Например: allegro con brio - быстро, горячо. С этого времени итальянский язык становится международным языком музыки. Позднее появляются обозначения на немецком, французском, чешском и других языках. Для углубления знания музыкальной терминологии советуем вам найти и почитать ";Словарь иностранных музыкальных терминов".
Вместе со словами, обозначающими темп как скорость исполнения, часто используются служебные слова, уточняющие особенности и характер музыкального произведения:
Фермата (от итал. Fermata - остановка) означает задержку (остановку) движения музыки. Этот знак ставится над нотой, аккордом, паузой и прекращает движение музыки в темпе. Это происходит, как правило, в конце музыкального произведения или между частями его музыкальной формы. Фермата указывает на увеличение длительности звука или паузы, над которыми стоит знак фермата, в 1,5-2 раза. Счёт при этом приостанавливается.
Обозначения, перечисленные выше, так же как и обозначения громкости звука, относительны, неопределённы и неточны. Они были в ходу в течение трёхсот лет, начиная с XVI века. Постепенно музыка усложнялась, появлялись новые жанры, темпы становились разнообразнее, и старинные итальянские термины уже не удовлетворяли потребностям композиторов. Ответом на вызов времени стало изобретение в 1815 году немецким механиком Иоганном Мельцелем метронома - прибора, определяющего темп музыкального произведения.
Цифры на шкале метронома показывают, сколько ударов в минуту делает маятник. Каждый удар может быть принят за половинную, четвертную, восьмую долю и т. д. Например: четвертная нота = 60. Это значит, что скорость движения музыки - 60 ударов в минуту, а каждый удар маятника принимается за четвертную долю. Вот уже без малого два столетия музыканты пользуются механическим метрономом Мельцеля (М. М.), однако сегодня помимо механических в ходу метрономы более точные: электронные.
60 ударов в минуту - это пульс человеческого сердца. Между сердцебиением человека и музыкальными темпами обнаруживается любопытная взаимосвязь. Известно, что волнение во время выступления приводит к учащённому сердцебиению и, как следствие, к ускорению темпа исполняемой музыки.
Интересно, что в наше рациональное время была сделана попытка найти соответствие между числовыми выражениями темпов метронома и некоторыми старинными терминами, обозначавшими темпы задолго до его изобретения. Получилась занятная таблица:
Итак, метроном был, есть и будет верным помощником музыкантов в различных обстоятельствах: в индивидуальных занятиях и в ансамблевой игре, в процессе сочинения музыки и во время студийных записей.
На следующем уроке мы рассмотрим способы звукоизвлечения
Приглашаем в нашу школу гитары
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитары