Записывать музыку в виде набора специальных знаков люди начали много веков назад. Практически у каждой древней цивилизации имелся для этого свой собственный способ. К примеру, сохранились древнеегипетские и вавилонские манускрипты с инструкциями по настройке музыкальных инструментов, а также о способах игры на них. Однако по этим артефактам практически невозможно составить полную картину о системе записи музыкальных произведений в тот исторический период. Слишком отрывочны сохранившиеся сведения.
Вложили свою лепту в создание нотной грамоты и древние греки. В частности Пифагор всерьёз интересовался математической природой музыкальной гармонии. Не оставил он без внимания и музыкальную шкалу. В своих работах древнегреческий философ упоминал об отношении длины струны к высоте ноты, которую она издаёт. Он знал, что если уменьшить длину струны ровно в два раза, то полученный звук будет выше на одну октаву.
Первое, целиком записанное музыкальное произведение, тоже относится к древнегреческому периоду. «Эпитафия Сейкилосу» – под таким названием древняя музыка дошла до нашей эпохи – было обнаружено в гробнице на территории современной Турции и датируется I веком. Правда на тот момент запись делалась способом, который был совершенно непохож на современный.
Прототипом той музыкальной шкалы, которая используется сейчас, была нотная запись, придуманная в Византии. В её основе лежала высота тона, а каждая последующая нота должна была быть выше или ниже записанной перед ней.
Параллельно византийской методике использовалась схема, которую придумал в VI веке один из философов Древнего Рима – Боэций. По имеющимся сведениям именно он первым предложил называть ноты буквенными обозначениями. Конечно, это были не привычные сейчас «до, ре, ми…», а латинские буквы A, B, C, D, E, F и G. Однако развивалась система музыкального письма отнюдь не благодаря философам. Основной вклад в это дело внесла церковь.
В период с 590 по 604 год главой церкви был Григорий Великий. Тогда музыкальные тексты в основном были предназначены для церковного хорового пения, получившего в честь Папы название «Григорианский напев». И чтобы религиозные гимны звучали везде одинаково, ноты записывались прямо в тексте – над пропеваемым словом или слогом. По таким записям можно было понять, как текущая нота должна звучать по отношению к предшествующей. Этого было на тот момент достаточно. Систему же обозначения высоты нот людям предстояло еще разработать.
Ждать этого события пришлось достаточно долго. Сначала для уточнения высоты ноты в текстах появилась одна горизонтальная линия. Потом к ней добавили ещё три. Изобретателем первичного нотного стана считается монах Гвидо из Ареццо (991-1033 гг.), который принадлежал ордену святого Бенедикта. Он же ввёл и обозначения нот, близкие к современным. Правда, их у Гвидо было всего шесть: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Соответствовали они первым буквам слов одного из церковных гимнов. С течением времени к шести имеющимся нотам добавилась ещё одна – «си», а «ут» трансформировалась в «до».
Чем сложнее становился «Григорианский напев», тем более структурированной становилась система музыкальных обозначений. И уже в 1200 году нотная запись стала похожа на ту, какой видят её современные музыканты. Именно тогда французский композитор Перотин впервые использовал нотный стан, состоящий из пяти горизонтальных линий. Чуть позже им же была разработана и полифония.