
Человек, способный спеть песню и подобрать к ней аккомпанемент, становится душой любой компании. Вместе с тем, искусство подбора аккордов на слух и аккомпанемента отличается от традиционной игры по нотам, и не всегда учащиеся музыкальной школы осваивают такие навыки.
Постарайтесь освоить несложные знания по теории музыки – познакомьтесь с двухдольным и трехдольными размерами, выучить цифровые обозначения аккордов. Двухдольные и трехдольные размеры можно выучить по аналогии с поэтическими (ямб и хорей – двухдольные, дактиль, амфибрахий, анапест - трехдольные). Трехдольные размеры в музыке характерны для вальсов и вальсообразности, двухдольные – для маршей, полек. Сочетание двух двухдольных размеров образует популярный музыкальный размер 4/4.
Выучите цифровые обозначения аккордов. Знание того, как устроены основные функции – тоника, субдоминанта, доминанта – позволит вам подобрать несложные аккорды к песням. Первое время можно учить аккомпанемент по табулатурам или цифровкам, потом научитесь сами подбирать нужный аккорд к рисунку мелодии.
Сыграйте аккомпанемент к песне, сначала перебором, потом сможете использовать бой. Не спешите соединять пение и игру на гитаре, сначала разучите аккомпанемент без пения. Повторите более трудные места, чтобы переходы от аккорда к аккорду получались без задержек.
Если песня неудобна вам по тесситуре, слишком высокая или слишком низкая, ее транспонируют – переносят в другую тональность. Для этого особенно полезны знания аккордов и их сочетаний. Если же на первых порах транспонирование для вас трудно, найдите табулатуру в другой тональности или воспользуйтесь каподастром. Это устройство устанавливается на гитарные лады и автоматически переносит всю фактуру в другую тональность.
Аккомпанируя себе, а впоследствии и другим, помните: искусство аккомпанемента – это именно искусство сопровождения. Аккомпанирующий – не солист, необходимо прежде всего слушать мелодию и следовать за ней. Виртуозные навыки и собственную индивидуальность можно демонстрировать в проигрышах, вступлениях и заключениях, либо в собственных сольных гитарных выступлениях. Аккомпанируя поющему, инструменталист чутко следует за темпом, манерой солиста, стремится создать ему удобство в пении и представить его в наиболее привлекательном свете. Довольно часто от аккомпаниатора требуется игра в подвижном темпе, чтобы солист не «задохнулся» во время пения: искусством протяжной кантилены, медленного пения владеют не все любители. Это требует развитого дыхания и хороших навыков вокального исполнения.