Ударные инструменты относятся к числу самых древних, они применялись еще при выполнении первобытных ритуалов, и распространены были во всех континентах земного шара. По структуре звукоизвлечения их подразделяют на пластинчатые, перепончатые и самозвучащие. Среди пластинчатых – ксилофоны, вибрафоны, колокольчики; среди перепончатых (их звук образуется от звучащей мембраны) – литавры, бубен, барабаны. К самозвучащим относят тарелки, кастаньеты, тамтам, треугольник.
Эта группа инструментов относится преимущественно к области «шумовых», но некоторые из ударных инструментов обладают определенной, фиксированной высотой звука – их партии в нотах записываются не на строчке-«нитке», а на полноценном нотном стане, в скрипичном и басовом ключах. Литавры обладают небольшим диапазоном, чаще записываются в басовом ключе, их высота регулируется специальными винтами, регулирующими коду. А вот на ксилофонах (виброфонах, металлофонах) можно исполнить сложные, развернутые композиции, их диапазон и клавиатура соответствует фортепианной, а игра требует серьезных виртуозных навыков.
История ударных инструментов включает в себя и период формирования классического оркестра, отбоа тембров, подходящих для этой системы. Литавры и тарелки в сочетании с медными духовыми инструментами со времен И.С. Баха часто используются для воплощения праздничных, ликующих состояний. Кастаньеты в операх XIX века становятся символом испанской танцевальной культуры – их звучание применяется в опере «Кармен» Бизе. Необычно резонирующий звук древнего тамтама в конце XIX века становится символом инфернального, и применяется в Шестой симфонии П.И. Чайковского. Звук малого барабана в начале «эпизода нашествия» в «Ленинградской симфонии» Шостаковича воплощает образ устрашающей военной машины, надвигающейся исподволь, почти незаметно. Разнообразное в акустическом и выразительно плане воплощение получают звуки колоколов, в торжественных русских операх – например, в сцене коронации Бориса Годунова в опере М. Мусоргского, в творчестве С. Рахманинова. Развернутые оркестровые соло предназначаются для ксилофона в музыке Д. Шостаковича, который использовал его холодноватый «костяной» звук для создания образов «пляски смерти» в 14 симфонии.
С конца XIX – началаXX века композиторы все более активно включают в академическую музыку звуки современного бытового мира. Рихард Штраус использует в «Альпийской симфонии» коровьи колокольчики, Густав Малер – огромный молот в Шестой симфонии. Впоследствии в традиционном оркестре можно услышать и стук печатной машинки, и звуки телефонов, и многие другие. Современные ударные инструменты относятся к числу самых многочисленных, они применяются и в классической музыке, и в этномузыке, и в джазе, а для рок-музыкантов «драйв», который обеспечивает ударная группа инструментов, является важнейшей смысловой составляющей.