
Древнегреческая мифология называет самым древним инструментом флейту Пана – серию дудочек, издававших звуки разной высоты. Древнейшие изображения флейт можно найти и среди материалов, сохранившихся со времен древнеегипетской цивилизации, времен царицы Нефертари и других. Вместе с тем, уже в античной мифологии были известны не только деревянные духовые, но и струнные инструменты, и они противопоставлялись по своему образному строю, по характеру музыки, исполняемой на них, как «аполлонические» и «дионисийские». «Аполлоническая» музыка возбуждала возвышенные, благородные чувства, пробуждала порывы к деятельности и военным подвигам, «дионисийская» же предназначалась для вакхических пиров, это был символ чувственности и неких низменных состояний.
Причина такого разделения и некоторого пренебрежения к музыке для духовых инструментов, предпочтения струнных духовым – также можно найти в античной мифологии. Играя на флейте, богиня Афина-Паллада посмотрела на себя в отражение водной глади и увидела, что игра на флейте искажаем ее прекрасное лицо. Игра на струнных инструментах на мимику лица не влияет, возможно, именно поэтому в античные времена струнные инструменты – лира и кифара - считались наиболее благородными. Игрой на лире, как известно, Орфей укрощал диких фурий, охраняющих врата Аида.
К тому же, навыки игры на струнных вырабатываются большими усилиями, требуют более высокого профессионализма – что справедливо и по сей день. Игра на струнных смычковых инструментах и в современном музыкальном образовании относится к числу самых сложных. Медные духовые инструменты часто были связаны с военным бытом, с процессом оповещения жителей города о тревогах и опасностях. Информация о них возникает чуть позже.
В эпоху средневековья, начиная с 11-12 вв. главным европейским музыкальным инструментом становится величественный орган, благодаря значительной роли церкви в жизни европейского общества. Другие инструменты, как струнные, так и духовые, применяются в народном быту, но средневековых народных музыкантов – «жонглеров», «шпильманов» и других – церковь порой преследовала.
Современная система музыкальных инструментов, которая стала основой симфонического оркестра, начинает формироваться в эпоху Возрождения – с 16-17 вв. Решающую роль в этом формировании сыграли скрипки Страдивари и его учеников – Амати, Гварнери и других. Секреты скрипок Страдивари не раскрыты и по сей день, а инструменты этой школы считаются легендарными и передаются лучшим музыкантам-исполнителям. Скрипки, альты, виолончели и контрабасы образовали струнную группу оркестра, во времена Баха к ним добавлялись флейты, гобои, трубы и литавры. Кларнеты стал активно применять Моцарт, а медные духовые интенсивно совершенствовались в течение XIX века, и к концу столетия пришло время настоящих гигантов оркестрового симфонического письма – Рихарда Вагнера, Рихарда Штрауса и других.
В ХХ веке знакомые тембры часто применяются в необычных сочетаниях, в партитуру могут включаться шумовые эффекты, звучание знакомых тембров может деформироваться по требованию композитора (например, американский композитор Дж. Кейдж создавал сочинения «для приготовленного рояля»). Тембровая палитра и по сей день остается областью всевозможных поисков и экспериментов, и популярность рок-ансамблей, возникновение электрических модификаций традиционных инструментов, интерес публики к таким экспериментам - лишь подтверждает актуальность этого направления.