Идея собирать все необходимые ударные инструменты на небольшой площади, исходя из условий расположения на сцене и для удобства доступа одного барабанщика ко всей перкуссии, родилась еще во второй половине XIX-го века, с возникновением джаза.
Конечно же, с тех пор менялись традиции, видоизменялись и совершенствовались барабаны, пластики, весь так называемый хардвер (стойки, крепления и т.д.), тарелки и прочее. В наше время мир ударных инструментов, перкуссии и вообще всего гремящего и шумящего невообразимо широк. И при сборке собственной ударной установки никогда не было и не будет никаких ограничений и строгих правил, кроме собственного удобства и желаемого звучания.
К примеру, Кит Мун из группы The Who бОльшую часть своей карьеры играл без хай-хэта. А с тех пор как Рик Аллен из Def Leppard потерял руку, его установка стала поистине уникальной.
Но всё же, чтобы понимать, от чего вам отталкиваться, рассмотрим основные составляющие ударной установки.
- Бас-барабан. Или просто «бочка». На английском – Kick. Первое, что бросается в глаза, когда вы видите всё это разнообразие барабанов. И в уши тоже. Дает плотный и мощный звук, поэтому чаще всего отвечает за сильные доли. «Управляется» с помощью педали с колотушкой. Именно на бочку ориентируются ваши музыканты. Можно сколько угодно кривить в брейках и промахиваться мимо малого барабана – бочка должна быть всегда «в метре».
- Кстати, да! Малый барабан. Snare. Ему мы уже посвящали отдельную статью. Считается основным элементом установки и визитной карточкой ударника. Обычно располагается между ног, для удобства игры и подчеркивания собственной важности. Потому что малый барабан и создает ритм. На пару с бочкой и хай-хэтом. Тем не менее, о железе чуть позже.
- Том (том-томы, альт-томы). Навесные барабаны, прикрепляющиеся над бочкой. (В редких конфигурациях встречаются бас-барабаны без крепежей для альтов, когда томы крепятся к отдельным стойкам, но располагаются так же над бочкой.) Классический вариант – два тома или только один том над бочкой, со смещением влево. На практике же, количество томов в составе ударной установки может достигать шести и более. Повторюсь – всё в ваших руках. Но правило – каждый последующий том в цепочке должен быть настроен ниже предыдущего.
- Напольный том (floor tom) – одиноко стоящий на ножках сбоку том-том. Но зато самый глубокий, низкий по звуку и мощный. Круче только бочка.
Эти барабаны считаются стандартным набором в ударной установке. При желании, сюда можно будет добавить октобаны, ковбеллы, тамбурины – всё, что вы только сможете притащить с собой на площадку. - Переходим к тарелкам. Уже упоминавшийся выше таинственный хай-хэт (hi-hat) - две тарелки, установленные на металлическом стержне (где верхняя крепится специальным «замком» ) и с ножным механизмом, позволяющим ударять одной тарелкой о другую или сжимать обе тарелки вместе для чёткого щелчка. Именно с помощью хэта ведется основной ритм. Как правило, правая нога у вас на педали бас-барабана, левая – на педали хай-хэта. И поехали!
- Тарелка крэш (crash) – от одной до бесконечного количества таких тарелок используют для игры акцентов, либо более агрессивного ведения ритма. Имеют плотный, мощный звук.
- Райд (ride) – тарелка, по диаметру обычно бОльше тарелок крэш. Используется как для ведения ритма, так и для более мощного и дольше затухающего акцента.
На этом, опять же, минимальный и стандартный набор тарелок заканчивается. Но в природе существует еще масса «железа», чтобы пошуметь.
Милейшие тарелки типа сплэш (splash) – тоненькие тарелочки с маленьким диаметром. Используются для различных заполнений или расстановки синкоп и, опять же, акцентов.
Чайна (china) – тонкие, на первый взгляд будто бы вывернутые наизнанку тарелки, доставляющие шум и «грязные» тона.
И многие-многие другие.
Ну и самое главное – барабанные палочки. Без них, на одних педалях бочки и хэта, далеко не уедешь.
Палочки достойны отдельной беседы – они производятся из разных пород дерева. Имеют различную маркировку, в зависимости от длины, толщины и веса. Каждый сможет выбрать максимально удобный для себя тип.
Ну а пока попробуйте собрать и настроить расположение элементов вашей установки максимально комфортно для себя. Здесь правил всего два – сделать так, чтобы до каждого элемента установки можно было дотянуться без труда и лишних движений корпусом. И второе – не упасть при этом со стула.
Успехов!
Записывайтесь на уроки ударных здесь.