Пожалуй, каждый человек хоть раз в жизни слышал слово «этюд». При этом у большинства сразу возникают ассоциации с музыкой. И это абсолютно справедливо. Тем не менее термин «этюд» используется и в изобразительном искусстве, и в театральной педагогике, и в хореографии, и даже в шахматах.
В широком смысле этюд – это специальное упражнение для развития техники, а у художников – предварительный набросок для будущего полотна.
Слово «этюд» пришло из французского языка, и в дословном переводе означает «изучение».
Изначально музыкальный этюд, как жанр он известен с 17 века, представлял собой небольшую инструментальную пьесу, направленную на развитие и совершенствование приемов и техники игры. И сегодня обучение музыке невозможно представить без развития техники, а, следовательно, без работы ученика над этюдами. Ученик музыкальной школы или школы искусств в течение года должен проработать и выучить не менее 8-12 этюдов на разные виды техники. Наверняка любой ученик по классу фортепиано играл этюды Карла Черни, которому принадлежит более тысячи таких пьес. Ученики-гитаристы совершенствуют свое мастерство на этюдах Матео Каркасси, Мауро Джулиани и других композиторов и педагогов. Для каждого музыкального инструмента написаны тысячи этюдов. Естественно, хороший этюд может написать только композитор, хорошо разбирающийся в особенностях того или иного инструмента. Поэтому не удивительно, что большинство этюдов написаны педагогами-музыкантами.
Принято считать, что этюд из обычного технического упражнения на уровень самостоятельного высокохудожественного произведения, которое занимает достойное место в творчестве музыканта-исполнителя, поднял великий польский композитор, пианист-виртуоз и педагог Фредерик Шопен (1810-1849 гг). Немногим позже композиторы-романтики Роберт Шуман, Ференц Лист, Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и другие пишут целые циклы виртуозных этюдов, которые сравнимы с сюитами (Сюита – это крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей).
Понятно, что нельзя ставить на один уровень этюды для начинающих и этюды вышеупомянутых композиторов. Между ними примерно такая же разница, как между изложением ученика 6 класса общеобразовательной школы и рассказами или повестями И. С. Тургенева или Льва Толстого.
Этюд постоянно развивается, параллельно с развитием музыкальных жанров. Возникают новые приемы игры, совершенствуется исполнительское мастерство и это стимулирует создание новых упражнений для развития навыков игры.
Как упоминалось выше, работа над этюдами занимает важное место в становлении начинающих исполнителей. При этом важно донести до ученика то, что в работе над этюдом самое важное точно выполнить все указания автора и педагога. Освоение этюдов требует усидчивости, внимательности, понимания поставленных задач и настойчивости в их достижении.
Этюды позволяют разработать моторику рук, сформировать исполнительский аппарат, оптимизировать все движения исполнителя во время игры. Со временем все это превращается в устойчивые навыки, которые способствуют работе над музыкальными произведениями.
Работа над этюдом строится по принципу «от простого к сложному», «от медленного темпа к быстрому» с выполнением важных нюансов. По мере овладения материалом отрабатываются фразировка, штрихи, динамика (изменение громкости в процессе игры), интонации, расставляются акценты. Наиболее технически сложные места требуют более тщательной проработки.
Даже опытные музыканты всегда используют в своей практике этюды, что позволяет им все время поддерживать свою прекрасную исполнительскую форму.
Как спортсмен, отрабатывая на тренировке одно и то же действие, достигает совершенства, так и музыкант для достижения мастерства просто обязан все время держать в своем исполнительском арсенале комплекс этюдов на разные виды техники и постоянно использовать их в своих ежедневных репетициях.