Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы начали знакомиться с септаккордами.
На этом уроке более подробно пойдет речь о трех видах септаккордов: уменьшенном септаккорде, увеличенном и малом минорном.
Уменьшенный септаккорд относится к числу самых популярных и часто используется в классической музыке. Это один из самых ярких представителей доминантовой группы аккордов. Он строится на VII ступени в гармонических ладах (в миноре на VII повышенной, в мажоре нужно использовать VI пониженную – признак гармонического мажора). Состоит уменьшенный септаккорд из трех малых терций, в его основе лежит увеличенное трезвучие, крайние звуки образуют уменьшенную септиму.
Кроме того, в его структуре имеется два перекрещенных тритона, и это влияет на его разрешение: уменьшенный септаккорд разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.
Уменьшенный септаккорд может также переходить в тоническое трезвучие через обращения доминантсептаккорда.
На этой схеме приведены уменьшенные септаккорды от разных звуков:
Структура, содержащая тритоны, определяет остродиссонансное звучание уменьшенного септаккорда. Это определило его образную выразительность: с XVII века этот аккорд служит для выражения состояний ужасного, катастрофического, рокового, инфернального.
Применяются также обращения септаккорда (квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд), все они звучат одинаково. Эта симметричная особенность уменьшенного септаккорда стала удобным средством осуществлять «внезапные» (энгармонические модуляции). В самом деле, нетрудно сосчитать, что в теории существует всего лишь три разных уменьшенных септаккорда, а все остальные – это их обращения. Таким образом, можно при помощи этого аккорда оказаться за короткое время практически в любой тональности, переход будет обладать эффектом внезапного красочного сдвига. Такой пример можно найти в начале разработки «Патетической сонаты» Бетховена – энгармоническая модуляция из соль-минора в ми-минор осуществляется через энгармонизм уменьшенного септаккорда.
Большой минорный септаккорд применяется редко. В его структуре, в верхней его части, можно обнаружить увеличенное трезвучие, поэтому этот аккорд обладает своеобразной окраской. Большой минорный септаккорд строится в гармоническом миноре на I ступени и может быть использован в проходящем движении.
В мажоре этот аккорд образуется на VI пониженной ступени и имеет субдоминантовую функцию. Использовать его можно также, скорее в проходящем движении.
Малый минорный септаккорд относится к числу часто употребляемых в классической музыке.
На схеме построены малые минорные септаккорды от разных звуков.
В мажоре такая структура возникает на II, III и VI ступенях.
Септаккорд II ступени относится к числу очень распространенных, как яркий субдоминантовый аккорд. Он применяется во всех обращениях.
Септаккорды III и VI ступеней менее распространены, но тоже встречаются достаточно часто. Они полифункциональны – III7 сочетает в себе функции тоники и доминанты, поэтому является мягким представителем доминантовой группы. VI7 сочетает в себе функции тоники и субдоминанты, и является мягким представителем субдоминантовой группы. VI7 применяется в проходящих оборотах, используются также его обращения.
Малый минорный септаккорд в миноре образуется на главных ступенях – на I, VI и в натуральном миноре – на V. I7 в миноре применяется как дополнительная краска или в проходящих оборотах, VI применяется достаточно часто, наряду с другими субдоминантовыми аккордами.
Примеры использования септаккордов в проходящих оборотах можно найти в Пассакалье Генделя (см. 1 вариацию, начиная с 5 такта).
Записаться на занятиеПриглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель - лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепиано