Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы познакомились с минорными гаммами.
В этом уроке речь пойдет об аккордах из четырех звуков, которые называют септаккордами. На предыдущих уроках вы уже познакомились с трезвучиями и знаете, что трезвучия по структуре бывают мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные. Трезвучия также подразделяются по своей функции в тональности на главные и побочные. Напомним: главные трезвучия – это тоническое, субдоминантовое и доминантовое. Побочные трезвучия строятся на II, III, VI и VII ступенях, они создают ладовую окраску и часто сочетают в себе элементы каких-то двух функций (например, T и S). Такие побочные трезвучия называются полифункциональными.
Септаккорды – это аккорды из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Этот аккорд включает в себя септиму, которая образуется между его крайними звуками, и является диссонирующим. Септаккорд требует плавного голосоведения и внимания к его разрешению, либо переходу в другие аккорды. При соединении септаккордов и переходе их друг в друга очень важно плавное голосоведение, причем септима септаккорда должна оставаться на месте либо двигаться на секунду вниз. Это правило, уходящее корнями в старые средневековые правила, сохраняет свою актуальность и при создании самых современных композиций.
Структура септаккорда определяется по трезвучию, которое лежит в его основе, и септиме, которая образуется в крайних звуках. Например, аккорд, который состоит из мажорного трезвучия, и большой септимы между крайними звуками, будет называться большим мажорным септаккордом. Аккорд, в основе которого лежит минорное трезвучие, а крайние звуки образуют малую септиму, будет называться малым минорным. Приведем полную схему септаккордов.
Как и в случае с трезвучиями, применяются обращения септаккордов. Поскольку септаккорд – это четырехзвучный аккорд, обращений получается три. Их названия несколько тяжеловесны, но обозначают интервальную структуру каждого обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.
Как и трезвучия, септаккорды делятся на главные и побочные. Главные септаккорды принадлежат к доминантовой или субдоминантовой группам. К побочным относят септаккорды III, VI ступеней – они используются реже и скорее в колористических целях. Септаккорд I ступени в классической музыке может использоваться в виде секундаккорда, как проходящий, в последовательности I – I2 – VI (возможно, VI2 - IV), а в современной музыке применяется как красочная разновидность тонического трезвучия.
Наиболее употребителен в классической музыке малый мажорный септаккорд, который строится на V ступени как в мажоре, так и в миноре и называется доминантсептаккордом. Движение мелодии по ступеням доминантсептаккорда встречается в песне «Степь да степь кругом». О доминантсептаккорде, его разрешениях и обращениях речь уже шла на одном из предыдущих уроков.
Игра доминантсептаккорда и его обращений входит в программу технического зачета для учащихся музыкальных школ в старших классах. Начинающие ученики могут сначала нажимать септаккорд двумя руками, играя по два звука каждой рукой. Играть аккорды нужно мягкой рукой, глубоким звуком, кисть при нажатии должна немного «пружинить», а при снятии – слегка отходить в сторону. Более взрослые и продвинутые музыканты с достаточно большими руками могут освоить игру септаккордов разного типа левой рукой, чтобы использовать их при подборе аккомпанемента к песням или при импровизации.
К числу очень популярных в классике и современной музыке относится уменьшенный септаккорд. Он строится на VII ступени в гармонических видах мажора и минора, и состоит из трех малых терций. В его основе – уменьшенное трезвучие, а крайние звуки образуют уменьшенную септиму. Кроме того, этот аккорд включает в себя два тритона, и это нужно учитывать при разрешении: УМ VII 7 разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном. Все обращения уменьшенного септаккорда звучат одинаково.
Этот аккорд является очень ярким представителем доминантовой группы. Он может не только разрешаться в тоническое трезвучие, но также переходить в него через обращения доминантсептаккорда.
В художественной музыке выразительность уменьшенного септаккорда связана с образами рока, судьбы, ужасов, катастроф. Например, этот аккорд эффектно звучит в сценах фурий, охраняющих вход в Аид в опере К. Глюка «Орфей», при появлении Командора в опере В.А. Моцарта «Дон-Жуан». Ярко и выразительно звучат уменьшенные септаккорды в Токкате и фуге ре минор И.С. Баха для органа, во вступительном разделе «Патетической сонаты» № 8 до минор Л. Ван Бетховена, в его же Пятой симфонии.
Часто применяются традиционные доминантсептаккорды и уменьшенные также в современной музыке. Вот пример из Регтайма Джоплина:
Разновидность уменьшенного септаккорда, которая применяется в натуральном мажоре – малый уменьшенный септаккорд или полууменьшенный. Этот септаккорд имеет в своей основе уменьшенное трезвучие, а крайние звуки образуют малую септиму. В мажоре он строится на VII, имеет доминантовую функцию, но звучит менее диссонантно, чем уменьшенный. Применяется он реже, но все же стоит с ним познакомиться
Полууменьшенный септаккорд в минорном ладу строится на II ступени и применяется достаточно часто. Это септаккорд II ступени, имеющий яркую субдоминантовую функцию. В мажоре септаккорд II ступени по структуре будет малым минорным.
Различные виды септаккорда II ступени часто встречаются в творчестве П.И. Чайковского. Например, квинтсекстаккорд применяется в романсе «Средь шумного бала». В романсе Полины, а также в Ариозо Германа из оперы «Пиковая дама», применяется секундаккорд II ступени:
Септаккорд II ступени может переходить в тоническое трезвучие через уменьшенный вводный септаккорд или доминантсептаккорд.
Движение мелодии по звукам малого минорного септаккорда встречается в начале Прелюдии К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».
Аккорды, крайние звуки которых образуют большую септиму, более характерны для музыки XX века, и имеют ярко выраженный джазовый колорит. Большие мажорные септаккорды строятся в мажоре на I и IV ступенях и могут заменять трезвучия, насыщая общий колорит музыкальной композиции своеобразной краской. Например, движение по звукам большого мажорного септаккорда возникает в мелодии песни «Марш веселых ребят» И. Дунаевского.
В примере из музыки Уэббера применяется сочетание тонического трезвучия и большого мажорного септаккорда, образующего к нему новую краску:
Аккорды, имеющие в своей структуре увеличенное трезвучие – увеличенный септаккорд и большой минорный – встречаются еще реже, и также, чаще в современных джазовых композициях. Увеличенный септаккорд имеет в своей основе увеличенное трезвучие, между его крайними звуками образуется большая терция. Такой септаккорд строится на III ступени в гармоническом миноре и на VI в гармоническом мажоре. Применяются такие аккорды редко, чаще в современной джазовой музыке. Вместе с тем, увеличенный септаккорд в XX веке получил популярность как «прокофьевская» доминанта. Такой септаккорд строится на V ступени с повышенными II и IV ступенями, имеет яркую доминантовую функцию, и относится к числу альтерированных. Этот аккорд часто встречается в музыке Сергея Прокофьева, например, в пьесе «Джульетта-девочка» (см. в примере 4 такт, аккорд на второй доле перед тоникой):
В структуре большого минорного септаккорда в верхней половине аккорда образуется увеличенное трезвучие, это придает ему необычную окраску. В гармоническом миноре он строится на I ступени и может применяться в проходящих оборотах или как колористический вариант тонического трезвучия.
Сочетание различных септаккордов можно найти в сочинения композиторов XX века. Вот некоторые примеры:
Красочные сочетания септаккордов применяются при гармонизации знаменитой песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Уэббера:
На следующем уроке мы продолжим знакомство с различными видами аккордов.
Записаться на занятиеПриглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель - лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепиано