Музыкальные выразительные средства: артикуляция

Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.

На  прошлом уроке мы познакомились с основным выразительными средствами в музыке - динамикой.

Артикуляция относится к важнейшим выразительным средствам в музыке. Нередко говорят также  о речевой артикуляции, которая включает не только ясное произнесение слов, но возможность выделить те или иные слова, фразы выражения, создать определенные акценты. Артикуляция в речи может отражать манеру, характер, и даже дыхание говорящего, спокойное, неторопливое – или прерывистое, задыхающееся.

В музыке под артикуляцией подразумеваютcя штрихи – legato (связно), non legato (не связно), staccato (отрывисто), а также различные виды подчеркивания звука, акценты. В этом области штрихи сливаются с динамикой и другими выразительными средствами музыки, например, строением фразы. Legato – слитное, связное исполнение, когда звуки как бы «наплывают друг на друга». Такой штрих предполагает кантилену, может применяться при исполнении колыбельных, напевных мелодий, а иногда - и для музыкальных тем печального, элегического характера. Приведем пример из Колыбельной В.А. Моцарта:

В старинной музыке, при исполнении на органе и клавесине, возможности для использования динамических оттенков были весьма ограниченными, и артикуляция имела решающую роль в произнесении того или иного мотива. Например, именно с помощью артикуляции можно было выделить «мотив вздоха» (представляющий собой цепь нисходящих секунд, исполняемых легато по две ноты, первая из которых «сильная», а вторая «слабая»). Такого рода тематизм встречается не только в старинной музыке, но и в творчестве классиков XIX века - Бетховена, Чайковского.

Например, начало 17 сонаты Бетховена «С речитативом» предполагает именно такую артикуляцию мотивов вздоха:

Напротив, призывный фанфарный мотив, имитирующий звук трубы, может исполняться не связным прикосновением, а плотным staccato или marcato.  Приведем пример из инвенции Баха фа мажор:

Большую роль играет артикуляция при исполнении полифонической музыки. Здесь на начальном этапе обучения могут применяются также такие приемы, как глубокое, певучее portamento (таким штрихом часто исполняется партия левой руки, воплощающая «мотив шага» в сочинениях старинных авторов, начиная от несложных менуэтов И.С. Баха). Исполнение таких пьес обычно требует сочетания плотного non legato или portamento (этот прием имитирует смычковое non legato виолончелей или контрабасов) в левой руке. Мелодия правой руки обычно исполняется певучим  legato.

Исполнительским прием staccato чаще всего связан с исполнением танцевальной или скерцозной музыки, это область выразительности, воплощающей легкость, шутки, игру, танец. В пьесе Майкапара воплощена игровая атмосфера в детском саду, шалости, шутки и даже игра в «догонялки» (для этого композитор использует музыкальную имитацию, повторяя один мотив в разных голосах) 

Очень острое стаккато может обозначаться знаком-треугольником, поставленным над  каждой нотой.

Ярким примером, в котором используется такой прием, может служить хорошо знакомая многим начинающим ученикам музыкальных школ пьеса Майкапара «Маленький командир».

Исполнительским «секретам» в области артикуляции посвящена целая книга, написанная выдающимся советским органистом Исайей Браудо.

В современной музыке XX-XXI века область артикуляция звуков на фортепиано может стремиться к имитации более сложных оркестровых и тембровых эффектов. Например, некоторые современные композиторы применяют игру щипком на струнах рояля или используют так называемое «препарированное фортепиано». Активно сочинял для «препарированного фортепиано» американский композитор Джон Кейдж, который также был автором парадоксального сочинения «4 минуты 33 секунды», представляющего собой огромную паузу. Но, такие эксперименты скорее будут относиться к области тембра, к поиску новых оттенков в звучании привычных слуху тембров, в том числе фортепианного - а не только к области артикуляции.  

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Начать обучение можно в любой момент. Записывайтесь на пробное занятие!

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель - лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано
Есть вопросы? Звоните нам! +7 (495) 968-07-37

Мероприятия

30.03.2024 в 17:00 — день открытых дверей

Мы открыты и работаем!

Приходите по нашему адресу в аудиторию 225.
Можно приходить без предварительной записи, регистрации и смс
Мы покажем вам школу, расскажем о преподавателях и процессе обучения, наших концертах, мероприятиях и всём том, что вы получите, обучаясь у нас. Вы узнаете все детали обучения, а мы составим индивидуальный план ваших занятий.

Записаться на занятия
Подарочный сертификат