Выразительные средства в музыке: динамика

Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.

На  прошлом уроке мы познакомились с основным выразительным средством в музыке - темпом.

Динамику (громкость) звучания относят к важнейшим выразительным средствам музыки, действующим наиболее непосредственно и при этом относящихся к «неспецифическим», то есть таким выразительным средствам, которые присущи не только музыкальному искусству, но также, например, обычной человеческой речи и вообще звукам окружающего мира.

Музыкальной динамике свойственны такие определения, как «динамические оттенки», «динамические нюансы». В самом деле, едва заметные усиления или ослабления звука могут создать впечатление интонации вздоха, колыбельного укачивания и многих других процессов, которые непосредственно ассоциируются с важнейшими жизненными функциями – дыханием и речью.

Динамические оттенки обозначаются с помощью итальянских терминов и их буквенных сокращений. Эти термины могут быть знаком и многим немузыкантам.

Постепенное усиление или ослабление звука может обозначаться не только буквенными терминами, но и «вилочками»:

Есть специальные термины, обозначающие подчеркивание звука – marcato (подчеркивая, выделяя), акцент, сфорцандо (резкий удар на фоне более тихой звучности).

Частично эти термины относятся к области штрихов как приемов звукоизвлечения (таких, как legato и staccato), поскольку требуют особого прикосновения. В скрипичной литературе такие штрихи могут быть связаны также и с особенностями проведения смычком по струне.

Заметим, что в эпоху барокко, в XVII веке, во времена Баха и Генделя царствовали орган и клавесин – инструменты, не имевшие возможностей для плавного изменения динамики. Динамика была «террасообразной» - переключения регистров органа и клавесина обозначали контраст forte и piano. На этих же принципах контраста звуковых плотностей и динамических уровней были построены старинные скрипичные концерты, которые назывались concerto grosso. В их основе лежал принцип соревнования солистов и оркестра. Лишь камерный клавишный инструмент под названием «клавикорд» позволял незначительные динамические нюансы благодаря несложной механике, допускавшей непосредственное воздействие пальца на струну, которая быстро затухала. Этот инструмент был очень тихим и не применялся в концертах, но И.С. Бах его особенно любил за динамическую гибкость.

Постепенное изменение динамики, crescendo и diminuendo как яркие динамические волны были открытием музыкантов «мангеймской школы», середины XVIII века, оказавших большое влияние на творчество В.А. Моцарта. Неожиданные приемы, в том числе и в области динамических средств, любил Йозеф Гайдн. В своей «Симфонии с ударом литавр» он использовал медленное и тихое звучание, которое как бы убаюкивало слушателя, чтобы потом «разбудить» его неожиданным ударом литавр.

Во времена Л. Ван Бетховена создается и совершенствуется молоточковое фортепиано, которое допускает «ударные» приемы и позволяет значительно расширить динамический диапазон пианиста. Заметим, что Бетховен использовал ударные приемы также и в плане регистра: начало «Патетической сонаты» содержит 7 звуков до-минорного трезвучия, расположенных в низком регистре в тесном расположении, вопреки традиционным правилам гармонии. Возникает эффект не только молоточкового, но и акустического «удара», который дополняет образ удара судьбы, характерный для творчества Бетховена.

Можно обратить внимание на то, насколько подробно в этом сочинении обозначены динамические оттенки.

Мастером кульминационных нарастаний – ярких, мощных по воздействию на слушателя динамических волн – был П.И. Чайковский, который одновременно с усилением звучности применял секвенции – повторение мотива на новой высоте, от новой ступени. Часто такие повторения были не буквальными, а происходили с обострением ладового тяготения или с перегармонизацией.

С развитием музыкального искусства все более расширяется и его динамический диапазон, порой достигая предельных звучаний. На принципах мощных нарастаний – оркестровых crescendo – строятся такие сочинения, как «Болеро» Мориса Равеля  и кульминация Седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (знаменитый «эпизод нашествия»).

Предельных уровней громкости достигает музыкальное искусство в жанрах рок- и поп-музыки, для воспроизведения таких сочинений даже требуется специальная аппаратура с мощными усилителями. С другой стороны, большая распространенность в наши дни авторской песни (романса) и в целом музицирования под гитару свидетельствует о непреходящей ценности камерного, тихого, доверительного общения между музыкантом и публикой.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Начать обучение можно в любой момент. Записывайтесь на пробное занятие!

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель - лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано
Есть вопросы? Звоните нам! +7 (495) 968-07-37

Мероприятия

30.03.2024 в 17:00 — день открытых дверей

Мы открыты и работаем!

Приходите по нашему адресу в аудиторию 225.
Можно приходить без предварительной записи, регистрации и смс
Мы покажем вам школу, расскажем о преподавателях и процессе обучения, наших концертах, мероприятиях и всём том, что вы получите, обучаясь у нас. Вы узнаете все детали обучения, а мы составим индивидуальный план ваших занятий.

Записаться на занятия
Подарочный сертификат