Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы познакомились с тремя видами септаккордов.
Любители музыки знают, что музыка – это язык чувств, выражаемый звуками. Для того, чтобы выразить музыкальными звуками различные чувства и настроения, существует целая система музыкальных выразительных средств. Среди таких выразительных средств – мелодия, ритм, гармония, музыкальная фактура, динамика (громкость), тембр (окраска звука, его инструментовка), а также темп (скорость звучания). О некоторых из этих выразительных средств уже шла речь на предыдущих уроках. Заметим, что музыкальные выразительные средства взаимосвязаны, и нередко оказывают влияние друг на друга. На этом уроке речь пойдет о важном выразительном средстве – темпе. Основные темпы делятся на: медленные, умеренные и быстрые. В основе подразделения – особенности жизни и физиологии человека – дыхание, стук сердца, шаг. Именно ритм шага лежит в основе многих музыкальных произведений. Умеренный шаг, как правило, лежит в основе умеренного темпа Moderato, ускоренный, приподнятый – в основе быстрых темпов – Allegretto, Allegro. Темповые обозначения на латинском языке приводятся в большинстве пособий и учебников для начинающих. Такие обозначения ученики музыкальных школ быстро выучивают, а музыканты-любители также быстро привыкают к итальянским обозначениям, запоминают их и используют при музицировании.
Вернемся к ритму шага как основе музыкального движения. Начинающим ученикам объясняют, что ритм шага может быть не только у человека, но у животных, маленьких (кошечки, собачки) или у больших (слоны, медведи). То есть, доли-шаги могут быть быстрыми, а могут быть, напротив, медленными, весьма неторопливыми.
В качестве примера на полетное, воздушное движение можно привести концертный этюд Ференца Листа «Хоровод гномов», в котором гномы показаны скорее как эльфы – воздушные, порхающие в высоком регистре существа, хоровод которых движется очень быстро.
Другой пример тяжеловесного, неповоротливого движения – музыкальная сказка Игоря Стравинского про медведя с липовой ногой, где зверь напевает: «Скрипи, нога, скрипи, липовая».
Здесь мы подходим к вопросам взаимосвязи темпа, ритма и размера. Размер, указанный в начале произведения, определяет единицу пульсации. Чаще всего основной долей музыкального движения будет четверть, особенно для начального этапа обучения. Движение восьмыми, например, в размере 6/8, будет более подвижным, можно вспомнить пьесу П. Чайковского «Итальянская полька» из цикла «Детский альбом».
Движение крупными, более тяжелыми долями – половинными – встречается реже и характерно для старинных жанров пассакальи, чаконы. В «Пассакалье» Генделя единицу пульсации определяет партия левой руки:
Есть отдельные произведения и целые циклы музыкальных произведений, которые посвящены воплощению того или иного движения, связанного с умеренным, медленным, затрудненным или, напротив, взволнованным, ускоренным шагом. Образы замедленного, затрудненного шага, связанного с медленным восхождением на Голгофу, воплощены в «Страстях» И.С. Баха и находят свое воплощение во многих страницах его клавирной и скрипичной музыки. Замедленное, трудное движение шагом, блуждание холодной зимой воплощено в цикле «Зимний путь» Франца Шуберта. Образы влюбленного юноши-романтика и поэта, странствующего по заснеженным пейзажам, вдоль ручья, скованного льдом, воплощены в ярких, образных музыкальных картинах.
И, напротив, приподнятое, взволнованное, порой неуловимо - «летящее» движение можно найти во множестве танцев - вальсов, мазурок, экосезов и других танцев, созданных в XIX-XX вв.
В музыке стали использовать метроном для более точных обозначений темпов.
Например, четверть=60 означает ритм шага в спокойном, умеренном движении, четверть= 120 – используется для обозначения быстрого, подвижного шага, такой темп характерен для жанра марша. Но все же, даже метрономические указания весьма относительны. На такие обозначения можно ориентироваться, но не всегда следует воспринимать их буквально.
Как правило, обозначения темпа в музыке связаны с обозначениями характера музыки, с обозначением жанра или различными уточнениями. Темповые указания могут быть сдержанными и лаконичными, но могут быть и весьма подробными. На схеме приведены часто встречающиеся музыкальные термины, которые могут применяться одновременно с темповыми указаниями.
Остановимся немного подробнее на самых популярных темповых обозначениях. Темпы Grave, Largo – не просто очень медленные, они также указывают на несколько тяжеловесных характер движения. В старинной музыке в таких произведениях преобладала пульсация половинными, а образный строй мог быть печальным и даже траурным. К таким темпам могут быть присоединены дополнительные обозначения: pesante (тяжело), lugubre (мрачно).
Медленный темп Lento связан с неторопливой, певучей кантиленой, но еще более это характерно для умеренно-медленных темпов Andante и Andantino. Поэтому в музыке часто встречается обозначение Andante cantabile – медленно и певуче. Иногда два темпа объединяются в одно обозначение: Allegro moderato – умеренно скоро. Такое обозначение применяется для игровых, подвижных, скерцозных типов движения. Для веселого, подвижного, игрового движения применяется также обозначение allegretto, которое может быть дополнено обозначением «легко»: Allegretto leggiero. Очень быстрые темпы – Vivo, Vivace, Presto, Prestissimo.
Игра в очень быстрых темпах требует больших виртуозных навыков, развитой техники, и в XIX веке появился отдельный жанр – этюд. Это виртуозное, произведение, направленное на развитие техники. Практически одновременно со множеством инструктивных этюдов, нацеленных на выработку какого-либо одного приема (Черни, Крамера и других композиторов), появился и жанр концертного этюда, в котором виртуозные приемы сочетаются со значительными выразительными, художественными задачами. Некоторые из таких этюдов имеют уточняющие программные подзаголовки – «Кампанелла», «Метель» Листа, «Этюды-картины» С. Рахманинова.
Движение в едином темпе характерно для большинства музыкальных произведений. Вместе с тем, существуют указания на замедление и ускорение темпа. Небольшое замедление часто может применяться в завершении небольшой пьесы медленного движения, например, в колыбельной. Такое замедление обозначается терминами ritenuto (сокращенно – rit.) или ritardando (ritard.). Порывистое, взволнованное движение, образующее кульминационную волну, может сопровождаться указанием на ускорение темпа – accelerando (accel.) Такие моменты характерны скорее для романтических крупных форм или оперных сцен – в небольших пьесах для начальных классов музыкальной школы такое указание встречается редко. Применяются также обозначения poco meno mosso (чуть менее подвижно) или piu mosso (более подвижно).
Темповые контрасты внутри одного произведения также характерны для крупных произведений, к примеру, в сложной трехчастной форме. Так, в ноктюрнах Шопена или Интермеццо Брамса можно встретить значительные темповые контрасты между разделами. Для возвращения в начальный темп используется указание Tempo I. Для того, чтобы контраст разделов не был связан с переменой темпа, композитор может указать исполнителю сохранять тот же темп: l’istesso tempo.
Большая свобода в перемене темпов характерна для некоторых жанров старинной музыки. Например, токкаты Дитриха Букстехуде и других старших современников И.С. Баха предполагают чередование нескольких разнохарактерных эпизодов. Свободное чередование разнохарактерных эпизодов, в том числе полифонических, в традиции Баха, характерно для некоторых поздних сонат Л. Ван Бетховена. Яркие темповые контрасты встречаются также в оперных сценах, в особенности в финалах комических опер, заключающих в себе неожиданные сюжетные ходы, «вторжения», переодевания, и прочие приемы оперной драматургии.
Вместе с тем, музыканту-новичку, учащемуся музыкальной школы чаще всего нужно будет играть все произведение в одном темпе, и это единство движения наряду с правильным чувством ритма будет большим достоинством юного музыканта-исполнителя.
На следующем уроке мы познакомимся с другим выразительным средством в музыке - динамикой.
Записаться на занятиеПриглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель - лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепиано