Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы познакомились с гармоническим и мелодическим минорами.
Лады, о которых речь пойдёт ниже, - древние звукоряды, возникшие в дописьменные времена. О них упоминает Платон, полагая, что с их помощью можно воздействовать на настроения людей, вызывая в толпе, если это необходимо, энтузиазм или, напротив, успокаивая мятежные массы музыкой в том или ином ладу. Аристотель считал, что определённые лады могут позитивно влиять на молодых людей, воспитывая их мировоззрение и прививая положительные привычки, свойства и качества. Похожие идеи мы можем встретить в музыкальных трактатах древнекитайских мудрецов.
Удивительно, но эти древние лады выжили, не превратились в прах, подобно многим материальным памятникам истории и культуры, но, просуществовав долгие века, дошли до наших дней. Мы обнаруживаем их в византийской и древнерусской православной церковной музыке, в католических григорианских песнопениях. Эти лады отчётливо слышны в фольклоре многих народов мира, а также в творчестве композиторов XIX и XX веков (Мусоргского, Римского-Корсакова, Шопена, Сен-Санса, Дебюсси, Равеля и др.) Интересно, что в XX веке в поисках новых путей эти лады стали использовать и джазовые музыканты, и рокеры. Натуральные архаические лады вы можете встретить в творчестве таких разных исполнителей, как Фрэнк Заппа, Джон МакЛафлин, Джефф Бек, Стив Вай, Джо Сатриани, Ингви Мальмстин, Марти Фридман, Пол Гилберт и многих других.
Названия этих ладов возникли ещё в греческой теории музыки и соответствуют географическим регионам Древней Греции и Малой Азии. В Средние века на католическом Западе эти лады существовали в виде восьми "модусов", а на православном Востоке - в виде модальной системы осмогласия (греч. бктсопхос [октоих] - восьмигласие). Нужно отдавать себе отчёт в том, что сегодня эти лады, прошедшие "термическую обработку" в темперированной системе, звучат не совсем так, как они звучали в древности. К тому же известно, что средневековые переписчики по небрежности перепутали названия ладов, и путаница эта, увы, узаконена. Будем с этим фактом считаться.
В наше время принята устойчивая классификация семи архаических ладов. Все они являются семиступенными и располагаются по "белому полю" фортепиано. От ноты до до ноты до октавой выше располагается ионийский лад; от ре до ре - дорийский; от ми до ми - фригийский; от фа до фа - лидийский; от соль до соль - миксолидийский; от ля до ля - эолийский; от си до си - гипофригийский (или локрийский). В действительности имеется более семи архаических ладов. Вернее, ладов столько же, но они отличаются разными объёмами напевов (амбитус), преобладающими нотами (реперкуссе) и конечными тонами (финалис). Мы же ограничимся рассмотрением только семи перечисленных выше ладов. Для того чтобы понять интервальные структуры архаических ладов, достаточно сравнить эти лады с натуральными мажором и минором. При этом выявится, какие ступени архаических ладов подверглись альтерации. Это поможет нам научиться правильно строить архаические лады в различных тональностях.
- Ионийский мажор
- Дорийский минор
- Фригийский минор
- Лидийский мажор
- Миксолидийский мажор
- Эолийский минор
- Гипофригийский (локрийский) уменьшенный лад
На следующем уроке мы подробно разберем пентатонику.
Приглашаем в нашу школу гитары
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитары