Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы рассмотрели множество архаичных ладов.
Пентатоника (от греч. nevre - пять и tovoc - тон, звук) - древнейшая гамма, состоящая из пяти ступеней. Её иногда называют китайской или шотландской гаммой. Пентатоника (далее П.) звучала во всех древних цивилизациях мира: в Индии, Китае, Месопотамии, Египте, Израиле, Перу, даже в Древней Руси. По свидетельству Плутарха П. была введена в музыкальный обиход в Греции в VIII веке до P. X. В основании музыкальной культуры древних инков находилась та же П. Примером этому может служить древний инкский гимн богу солнца «А kanchak-chaska». П. встречается в музыке народов Китая, Кореи, Вьетнама, Японии, Монголии, Ирана, Ирака, Египга, Индии, Явы, Бали, Западной и Центральной Африки, Латинской Америки, Шотландии, Ирландии. П. также «прижилась» в музыкальном фольклоре турок, азербайджанцев, татар, башкир, мордвы, удмуртов, марийцев, киргизов, казахов, узбеков, тувинцев, якутов, бурят, уйгуров, американских индейцев, народов Алтая, Урала, Гималаев и Анд.
П. широко использовалась в академической музыке конца XIX - начала XX веков в творчестве К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, Н. А. Римского-Корсакова и др.
П., «завезённая» в Америку чернокожими рабами из Африки, обрела новую жизнь в трудовых песнях и религиозных христианских песнопениях: спиричуэл (англ. spiritual - духовный) и госпел (англ. Gospel - Евангелие). Именно из этих музыкальных форм впоследствии возникнут блюз (англ. blues - меланхолия, хандра) и рок-н-ролл (англ. rock and roll - раскачиваться и вращаться). Таким образом, П. является неким вечно обновляющимся универсальным «протоладом», вызвавшим к жизни жанры, весьма актуальные для нас и сегодня: блюз, джаз, кантри, рок.
Позвольте представить вам несколько различных П. Для начала покажем несколько японских П. Известно, что в японском фольклоре существует шестнадцать П. Эти лады активно используют в своём творчестве гитаристы виртуозного направления shred- Стив Вай, Пол Гилберт, Марти Фридман и др. Почти все П., представленные в нашей «Школе», начинаются нотой ля. Это позволит вам лучше и удобнее использовать их для игры в боксах (позициях на грифе гитары). Понять структуру любой П. легко, если сравнить её с натуральными звукорядами мажора или минора.
Хираоси - первая из четырёх П., представленных в следующем нотном примере. Это минорная полутоновая П. Её можно выделить из звукоряда натурального минора, удалив из него IV и VII ступени (1).
Вторая японская П. называется Кумой. Это тоже полутоновая П., только мажорная. Её можно получить, удалив из звукоряда натурального мажора II и V ступени (2).
Третья П. - Хон Кумой Шиудзи. Её можно получить, если из звукоряда фригийского минора удалить III и VII ступени (3).
Четвёртая П. (Ивато) получается, если из звукоряда фригийского минора с пониженной V ступенью изъять III и VI ступени (4).
Рассмотрим ещё несколько П.:
Рага Амритаварсини - китайская П., хотя, вероятно, индийского происхождения. Её можно получить, если из звукоряда лидийского мажора удалить II и VI ступени (1).
Африканская (малийская) П. образуется из натурального минора, в котором удалены III и VI ступени (2).
Индийская П. образуется также от миксолидийского звукоряда, из которого удалены II и VI ступени (3).
Балинезийская П. образуется от фригийского минора, из которого удалены IV и VII ступени (4).
А теперь рассмотрим самую известную П.: бесполутоновую - и сравним её со звукорядами натурального мажора и минора. Если из мажорного звукоряда изъять IV и VII ступени, составляющие тритон (ув. 4), то мы получим мажорную пентатонику (1). Минорную пентатонику можно обнаружить в звукоряде натурального минора (2), изъяв из него II и VI ступени, также образующие между собой тритон (ум. 5).
Обратите внимание на то, что до-мажорная и ля-минорная П. имеют одинаковый нотный состав, потому что До мажор и ля минор - параллельные тональности.
Мажорную и минорную П. можно не только услышать, но и «увидеть». Пять чёрных клавишей фортепиано подряд вверх от ноты фа-диез образуют мажорную пентатонику (1), а от ноты ми-бемоль вверх - минорную (2)
На следующем уроке мы рассмотрим целотоновый лад.
Приглашаем в нашу школу гитары
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитары