Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы рассмотрели гамму, состоящую из пяти ступеней - пентатонику.
Целотоновый лад относится к т. н. искусственным, или симметричным, ладам, поскольку их строение имеет повторяющийся секвенционный принцип. Такие выдающиеся композиторы XIX и XX веков, как М. И. Глинка, Ф. Шопен, Ф. Лист, К. Дебюсси, Б. Барток, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, О. Мессиан, С. С. Прокофьев, использовали искусственные лады для создания экзотических и «потусторонних» эффектов, сказочных и «мистических» музыкальных образов.
Шестиступенный целотоновый лад является ладом увеличенным. Он образовался в результате деления октавы на шесть равных частей, высотное расстояние между которыми - 1 тон. В этом ладу нет доминанты и вводных ступеней. На всех ступенях целотонового звукоряда образуются только увеличенные трезвучия. Формула целотонового лада - 1 тон-1 тон-1 тон-1 тон-1 тон-1 тон.
Автором целотонового лада принято считать великого русского композитора М. И. Глинку. В опере «Руслан и Людмила» он использует целотоновый звукоряд (т. н. «гамму Черномора»). Целотоновый лад применяли в своей музыке также А. П. Бородин (романс «Спящая княжна»), П. И. Чайковский в опере «Пиковая дама» (образ Графини), К. Дебюсси («Иберия», прелюдия «Паруса»).
Рассмотрим целотоновый лад в нотном изложении
На следующем уроке рассмотрим аккорды в тональности.
Приглашаем в нашу школу гитары
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитары