Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияПрежде чем приступить к новому материалу, перечитайте главу « Аккорды » (в разделе Теория) и повторите всё о трезвучиях.
Вспомнили? Теперь можно продолжать.
Главными трезвучиями в тональности называются трезвучия, построенные на I ступени звукоряда {тоника, Т), на IV (субдоминанта, S) и на V (доминанта, D) ступенях, и именуются они соответственно: тоническим, субдоминантовым и доминантовым. Среди людей несведущих бытует представление, что в музыке всего три аккорда. Это, конечно, и так, и не так. Действительно, три главных трезвучия (Т, S и D) являются в музыке основными. Эти три могучих вектора определяют «силовое поле» каждой тональности. Три аккорда, появившиеся в европейской музыкальной культуре в результате христианского богословского осмысления Бога как Троицы, породили «тринитарную гармонию», лёгшую в основание гармонического мышления в Европе, а впоследствии и на других континентах. На этих трёх аккордах, как земля на трёх китах, лежит большая часть написанной музыки: Моцарт и Гайдн, блюз и рок-н-ролл, Маккартни и Леннон, AC/DC и МЕТАШСА, Высоцкий и Цой. В бывшем СССР эти три аккорда (Am, Dm и Е) получили название «блатных». Используя их мажорные или минорные варианты, можно подобрать аккомпанемент почти к любой песне. И, действительно, трудно найти современного барда или сочинителя попсы, который добавил бы к трём аккордам четвёртый или, Боже упаси, пятый.
Но вы, конечно, уже догадались, что это наше рассуждение есть умышленное упрощение, своего рода притча. На самом деле, существует «Гармония» - целое учение о множестве аккордов, и изучают эту дисциплину в музыкальных учебных заведениях несколько лет. Но от этого значение трёх главных трезвучий в тональности ничуть не уменьшается, скорее напротив. Проанализируйте, какие произведения признаны наиболее популярными в истории музыки вообще и поп- или рок-музыки в частности. Вы убедитесь, что почти во всех «заездах» побеждают лихие сочинители хитов, мчащиеся 1,1 на «тройке» главных трезвучий, погоняемой не ветшающими от длительного и частого употребления секвенциями*.
*Секвенция (от лат. sequence - следующий, идущий за) - перемещение небольшого музыкального построения (звено секвенции) на другую высоту. Интервал восходящего или нисходящего перемещения звена С. называется шагом секвенции. С. бывают точными и неточными. Как мелодические, так и гармонические С. могут быть двух видов: тональными (диатоническими) и модулирующими (хроматическими). Обычно С. насчитывают не более трёх-четырёх звеньев, причём последнее звено нередко бывает изменённым (неточным).
Рассмотрим главные трезвучия тональности До мажор. На I ступени {тоника, Т) строится тоническое трезвучие (до-ми-соль). На IV {субдоминанта, S) - субдоминантовое трезвучие {фа-ля-до). На V {доминанта, D) - доминантовое трезвучие {соль-си-ре). Строятся эти трезвучия, как и водится, по терциям. Следует знать, что в мажоре главные трезвучия всегда мажорные. Напоминаем, что трезвучия, построенные по терциям, обозначаются 5/3.
Трезвучия, построенные на II, III, VI и VII ступенях в любой тональности, называются побочными, и в мажоре они почти все минорные. Почти, потому что на VII ступени (в До мажоре) строится трезвучие уменьшенное, т. е. состоящее из двух малых терций {си-ре-фа). Остальные побочные трезвучия: на II ступени {ре-фа-ля), на III {ми-соль-си) и на VI ступени {ля-до-ми) - в мажоре всегда минорные.
А теперь попробуем отыскать главные и побочные трезвучия в другой тональности. Возьмём уже известную нам тональность Соль мажор (G dur). Тоническое трезвучие здесь состоит из нот: соль-си-ре; субдоминантовое - до-ми-соль; доминантовое - ре-фа-диез-ля.
Побочные трезвучия в Соль мажоре будут такими: на II ступени -ля-до-ми; на III -си-ре-фа-диез; на VI - ми-соль-си; на VII ступени - фа-диез-ля-до (уменьшенное трезвучие).
Выбирайте любые мажорные тональности и находите в них главные и побочные трезвучия, записывая их нотами и произнося название каждой ноты вслух.
На следующем уроке рассмотрим Главные и побочные трезвучия в натуральном миноре
Приглашаем в нашу школу гитары
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитары