Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы рассмотрели Главные и побочные трезвучия в натуральном мажоре
В натуральном миноре всё наоборот: главные трезвучия минорные, а побочные - почти все мажорные. Исключение составляет трезвучие II ступени, которое является уменьшенным. Рассмотрим главные трезвучия в тональности ля минор {a moll). Тоническое трезвучие (7) - ля-до-ми; субдоминантовое (S) -ре-фа-ля; доминантовое (О) - ми-соль-си.
Мажорные побочные трезвучия в ля миноре таковы: на III ступени - до-ми-соль; на VI - фа-ля-до; на VII - соль-си-ре. Побочное уменьшенное трезвучие на II ступени - си-ре-фа.
Рассмотрим главные трезвучия в тональности ре минор. Т трезвучие - ре-фа-ля; S трезвучие -соль-си-бемоль-ре; D трезвучие -ля-до-ми. Побочные трезвучия: на II ступени - ми-соль-си-бемоль (уменьшенное); на III - фа-ля-до; на VI - си-бемоль-ре-фа; на VII - до-ми-соль.
Выбирайте любые минорные тональности и находите в них главные и побочные трезвучия, записывая их нотами и произнося название каждой ноты вслух.
АККОРДЫ Т, S, D ГРУПП
Все аккорды в тональности условно разделены на три группы. В первую группу, тоническую, помимо тонического трезвучия I ступени входят трезвучия VI и III ступеней. Во вторую, субдоминантовую группу помимо субдоминантового трезвучия IV ступени входят трезвучия II и VI ступеней. В третью, доминантовую группу помимо доминантового трезвучия V ступени входят трезвучия III и VII ступеней. У всех побочных трезвучий есть два общих звука с тем или иным главным трезвучием. По этому признаку побочные трезвучия и распределяются по группам Т, S и D. Здесь мы снова находим подтверждение тому, что три главных трезвучия подчиняют себе побочные и доминируют, используя их «в своих интересах».
Во всём этом для нас есть практическая польза. Благодаря знанию того, как распределяются все трезвучия в тональности по трём группам, мы можем заменять одни аккорды другими, обогащая этим нашу гармоническую палитру. Создаваемая нами музыка, её аранжировка от этого только выиграют.
СЕПТАККОРДЫ В ТОНАЛЬНОСТИ
В музыкальных учебных заведениях, начиная с ДМШ, подробно изучаются не только трезвучия, но и септаккорды (7) в тональности. Мы после долгих раздумий решили в нашей «Школе» эти темы опустить. И вот почему. Они достаточно трудоёмки, а задания и упражнения потребуют постоянного контроля и проверки со стороны преподавателя. Если вы заинтересуетесь этой темой и захотите углубить ваши теоретические знания, вы всегда сможете найти соответствующие материалы в Интернете или в учебнике по элементарной теории музыки. Мы же ограничимся тем, что перечислим несколько типичных аккордов, используемых в тональной музыке.
В любой тональности на всех ступенях могут "произрастать" септаккорды. На I ступени - тонический септаккорд, на IV - субдоминантовый, на V - доминантовый, или доминантсептаккорд. Эти три главных септаккорда функционально можно сравнить с главными трезвучиями. Большое значение в расстановке «сил» или «ролей» в тональности имеют септаккорды II и VII ступеней. Септаккорды III и VI ступеней - менее важные «фигуры». Особое значение имеют аккорды группы DD (двойной доминанты), в том числе и септаккорды. От нашего внимания ускользнули ещё два аккорда. Это мажорное трезвучие, построенное на II пониженной ступени, и производный от него секстаккорд (т. н. неаполитанские аккорды). Следует заметить, что на ступенях звукоряда могут быть построены также нон-аккорды (9), ундецимаккорды (11) и терцдецимаккорды (13). Но обо всём этом вы узнаете в другое время и в другом месте.
Приглашаем в нашу школу гитары
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитары