Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы рассмотрели знаки альтерации.
Соотношение двух звуков по высоте, а также расстояние между ними называется интервалом (от лат. intervallum - промежуток). Два звука, следующие один за другим, образуют мелодический интервал (а). Два звука, звучащие одновременно, образуют гармонический интервал (б).
В пределах одной октавы имеется восемь интервалов, по числу ступеней звукоряда. Названия интервалов - это латинские порядковые числительные: прима {prima - первая), секунда (secunda - вторая), терция (tertia - третья), кварта {quarta - четвёртая), квинта (quinta - пятая), секста (sexta - шестая), септима (septima - седьмая) и октава (octava - восьмая). Эти названия указывают на количество ступеней звукоряда, заключённых в интервале.
От любого звука можно построить любой интервал как вверх, так и вниз. Но мы пока будем строить интервалы исключительно вверх. Для этого исходный звук принимаем за приму (1 ступень), затем поднимаемся вверх по нотам (ступеням) звукоряда до нужной ступени. Например, построим секунду (2) вверх от ноты ре. Принимая ноту ре за 1 -ю ступень (приму), определяем по звукоряду 2-ю ступень как ми. Ре-ми - интервал секунда. Теперь находим кварту (4) от ноты ре. Ре-1-я ступень, ми - 2-я, фа - 3-я, соль - 4-я ступень, или кварта. Итак, ре-соль - интервал кварта.
Величина интервала определяется не только количеством ступеней, выражающих его название (число), но и количеством тонов-полутонов, заключённых в нём. Таблица интервалов показывает нам, сколько тонов содержится в каждом интервале. Рассмотрим Таблицу и Примеры интервалов, построенных от ноты до. Для лаконизма записи используются краткие обозначения интервалов. Например: ч. 1 - чистая прима, м. 2 - малая секунда, б. 3 - большая терция, ув. 4 - увеличенная кварта, ум. 5 - уменьшенная квинта и т. д. При построении интервалов мы используем все 12 нот темперированной октавы. Построение интервала происходит в три этапа:
- Сначала мы находим верхнюю ноту интервала. Для этого принимаем нижнюю ноту за приму (1) и поднимаемся по "лесенке" звукоряда вверх на то число ступенек, которое содержит интервал в своём названии. Ступень, на которой мы остановились, и есть верхняя нота интервала.
- Затем считаем в тонах-полутонах построенную заготовку. При подсчёте интервала пользуйтесь "Схемой однооктавной клавиатуры" (раздел Теория).
- Корректируем интервал с помощью знаков альтерации в соответствии с Таблицей интервалов. Помните, что изменять по высоте (альтерировать) мы можем только верхнюю ноту интервала.
В качестве примера давайте построим увеличенную кварту (ув. 4) от ноты до. Четвёртой ступенью от до по звукоряду вверх будет фа. Итак, верхняя нота найдена. Теперь просчитаем расстояние между нотами до и фа. От до до ре - один тон, от ре до ми - тоже один, итого два. От ми до фа - полутон. Всего в сумме получается 2,5 тона. Сверяемся с Таблицей интервалов. Увеличенная кварта включает в себя 3 тона, а у нас 2,5, поэтому нам следует расширить интервал на полутон. Для этого мы ставим диез перед верхней нотой фа, повышая её на полутон, и тем самым расширяем интервал до трёх тонов. Интервал построен правильно: до-фа-диез - увеличенная кварта, или тритон (греч. Tpnovov, от Tpi- в сложных словах - три и tovoc - тон) (см. Примеры интервалов).
По своему звучанию интервалы делятся на благозвучные, или консонирующие (от лат. consonus -согласный, созвучный, стройный), и неблагозвучные, или диссонирующие (от лат. dissonus - несогласный, нестройный). В свою очередь, консонирующие интервалы подразделяются на интервалы совершенного консонанса (ч. 1, ч. 8, ч. 4 и ч. 5) и несовершенного консонанса (м. 3, б. 3, м. б, б. 6). Диссонирующие интервалы - м. 2, б. 2, м. 7, б. 7, а также тритоны (ув. 4 и ум. 5). Эти особенности звучания интервалов сказываются в конкретном музыкальном материале: в мелодических построениях, в аккордах, в соединении голосов (полифонии) и других фактурных образованиях.
Интервалы шире октавы называются составными, или сложными. Секунда через октаву называется нона (9-я ступень), терция через октаву - децима (10-я ступень), кварта через октаву - ундецима (11-я ступень), квинта - дуодецима (12-я ступень), секста - терцдецима (13-я ступень), септима - квартдецима (14-я ступень). Интервал квинтдецима (15-я ступень) включает в себя две октавы.
На следующем уроке мы рассмотрим аккорды.
Приглашаем в нашу школу гитары
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитары