Знаки альтерации

На прошлом уроке мы рассмотрели понятие альтерации.

Для изменения высоты нот используются следующие знаки альтерации: i - диез (англ. sharp -острый, диез), повышающий ноту на полутон; ь - бемоль (англ. flat - плоский, бемоль), понижающий ноту на полутон; х - дубль-диез (англ. double sharp), повышающий ноту на тон (два полутона); Ы> - дубль-бемоль (англ. double flat), понижающий ноту на тон. Для отмены и прекращения действия знаков альтерации применяется знак \ - бекар (англ. natural), возвращающий ноте её "натуральную" высоту (нота с бекаром вновь оказывается на "белом" поле фортепианной клавиатуры). До XVII века бекар в качестве знака отмены альтерации не применялся. Интересно, что в некоторых современных партитурах бекары и вовсе отсутствуют.

Напомним, что гитара, как и все инструменты с ладами на грифе, - инструмент темперированный. Полутон заключён между соседними ладами (на одной струне).

Если рассмотреть "белое поле" клавиатуры, то мы увидим, что полутоны находятся между нотами ми-фа и си-до. А промежуток между звуками до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си равен двум полутонам или целому тону. Но это только 7 белых клавишей в октаве звукоряда, а ведь еыь ещё 5 чёрных клавишей, приобретающих свои названия от находящихся рядом белых (см. Схему одно-октавной клавиатуры). Например: клавиша, находящаяся между нотами до и ре, получает название до-диез (нота до, повышенная на полутон) или ре-бемоль (нота ре, пониженная на полутон). Мы видим, что при различных названиях речь идёт об одной и той же клавише, следовательно, об одном и том же звуке. Совпадение звуков, одинаковых по высоте, но различных по написанию, называется энгармонизмом (от греч. evappovioc. - согласный, созвучный). Таким образом, нота до-диез энгармонически равна ноте ре-бемоль. Так же получают свои названия и чёрные клавиши, расположенные между нотами ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си.

Но посмотрим внимательнее на "белое поле" клавиатуры. Каждая клавиша здесь имеет даже не два (как на "чёрном поле"), а три энгармонически равных названия. Например: нота ре может называться также до х или ми-бемоль. Ту же "скрытую" альтерацию мы замечаем и на других белых клавишах. Для чего нужны такие сложности и почему избежать их невозможно, мы расскажем вам немного позднее, когда коснёмся темы Тональность.

В нотном письме имеется два типа применения знаков альтерации: ключевые и случайные. Ключевые знаки выставляются в начале строчки нотоносца, справа от ключа. Случайные ставятся слева перед нотами, и рассеяны они по всему тексту.

Ключевыми знаками могут быть или диезы, или бемоли, без смешения, причём расположены они всегда строго в определённом порядке: диезы - фа-до-соль-ре-ля-ми-си; бемоли - си-ми-ля-ре-соль-до-фа.

Количество ключевых знаков определяется тональностью, в которой записана данная музыка. Связь ключевых знаков с определённой тональностью окончательно установлена в XVIII веке.

Ключевые знаки изменяют высоту одноимённых нот во всех октавах в пределах одной строчки нотоносца. Например:

Рассмотрим приведённый пример. У ключа стоят два диеза: фа и до. Первая нота ля играется на "белом поле" клавиатуры. Вторая - до - повышается на полутон, потому что у ключа стоит одноимённый диез. Третья нота, фа, играется, как фа-диез. Четвёртая нота до 3-й октавы тоже повышается на полутон, потому что ключевые знаки действуют во всех октавах. Пятая нота - фа - повышается на полутон. Так же, с повышением на полутон, играются и последующие ноты первого такта.

Во втором такте первая нота ре - "чистая". Вторая фа - диез. Третья и четвёртые ноты: си\ре-"белые". Пятая нота - до - повышается на полутон. Шестая и седьмая - "белые".

Случайные знаки изменяют высоту одноимённых нот только в одной и той же октаве, в пределах только одного такта. В приведённом ниже примере пунктирные линии показывают, как случайные знаки воздействуют на одноимённые ноты в той же октаве.

Обратите внимание на то, что девятая нота в первом такте - до-бемоль. На четырнадцатую ноту - ля воздействует знак бекар пятой ноты ля, а на пятнадцатую - ми - знак бекар седьмой ноты ми. Изменения первого такта не распространяются на второй такт. Здесь первая нота до будет чистой, несмотря на то, что в первом такте последняя до - бемоль. Одиннадцатая нота второго такта так же, как и девятая, - ре-бемоль. Остальные ноты играются по правилу ключевых знаков.

На следующем уроке мы рассмотрим что такое интервалы.

Приглашаем в нашу школу гитары

ЗАНЯТИЯ ПО ВСЕМ КУРСАМ ДОСТУПНЫ ОНЛАЙН! ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ :)

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.

гитара Подробнее об уроках гитары
Есть вопросы? Звоните нам! +7 (495) 968-07-37

Мероприятия

ЗАНЯТИЯ ДОСТУПНЫ ОНЛАЙН!

В связи с введением режима самоизоляции в Москве все занятия в школе проводятся онлайн.
Жители других городов, кто давно хотел, но не мог - это ваш шанс. Записывайтесь на занятия!

Записаться на занятия
Подарочный сертификат