Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы познакомились с основными ладами.
Обратите внимание на структурные особенности натурального мажорного лада от ноты до. Интервально-структурная формула его такова: "тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон". Или сокращённо: "2 тона-полутон-3 тона-полутон". Построенный по этой формуле лад от любой ноты всегда будет называться мажорным.
Рассмотрим звукоряд до-мажорного лада. Опорными, или устойчивыми, звуками лада являются I, III и V ступени (здесь до, ми и соль). Главный устойчивый звук лада, его I ступень - тоника (здесь до). Именно от тоники и получает лад своё название. Устойчивые звуки, взятые одновременно, образуют тоническое трезвучие. В данном случае это трезвучие мажорное, так как состоит оно из большой и малой терций. Неустойчивые звуки в ладу - II, IV, VI и VII ступени (здесь ре, фа, ля и си). Они часто стремятся к устойчивым звукам, которые находятся рядом, на расстоянии интервала секунды, и переходят в них, образуя своеобразное "силовое поле" тональности. Это происходит, как правило, при соединении аккордов в каденциях, а также при формировании мелодических элементов музыкальной фактуры.
Притяжение неустойчивых звуков к устойчивым называется тяготением, а собственно переход неустойчивых звуков в устойчивые - разрешением. Если, например, II ступень переходит в I, то мы говорим так: "II ступень разрешается в I". На приведённой ниже Схеме ладового тяготения мы видим, как II ступень тяготеет к I, IV к III, VI к V, VII к I, а иногда II ступень стремится не к I, а к III, а IV не к III, а к V ступени.
Схема ладового тяготения
Рассмотрим до-мажорный звукоряд ещё с одной точки зрения. Каждая ступень лада имеет своё название. I ступень обозначается латинской буквой Т и называется тоникой (от греч. tovoc. - тон, сила). V ступень обозначается буквой D и называется доминантой (от лат. dominans - господствующий). Ниже доминанты, на IV ступени, располагается субдоминанта (S). II и VII ступени называются вводными звуками (8.3.), потому что они разрешаются (вводятся) в тонику (I ступень). Ill и VI ступени обозначаются буквой М и называются медиантами (от лат. medians - срединный).
Таковы названия ступеней мажорного лада. Следует заметить, что наиболее важными для нас в плане изучения теории музыки представляются три ступени: тоника (Т) -1 ступень, субдоминанта (5) - IV ступень и доминанта (D) - V ступень.
На следующем уроке рассмотрим понятие тональности.
Приглашаем в нашу школу гитары
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитары