Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.
Записаться на занятияНа прошлом уроке мы познакомились с особенностями мажорного лада.
Теперь пришла пора поговорить о тональности. Необходимо различать понятия лада и тональности. Вы уже осведомлены о том, что ладов в музыке имеется великое множество, но тональными звукорядами могут быть только мажорные и минорные лады. Именно эти лады в их натуральном виде и составляют весь круг мажорных и минорных тональностей.
Давайте определим, что же такое тональность. Тональность - это мажорный или минорный лад от конкретного звука. Этим конкретным звуком, как вы уже догадались, является тоника, или I ступень лада, и именно она определяет название тональности. В XVII-XIX веках в мире музыки господствовали мажор и минор, но в XX веке появляется множество старинных ладов, а также ладов новых, искуственных. Это обстоятельство существенно расширило выразительные возможности музыкального языка. Рок-музыка также не прошла мимо новообретённых ладов: многие серьёзные рок-музыканты эффективно используют ладовое многообразие, открывшееся музыкантам в XX веке.
Вторая "школьная" формулировка гласит: тональность - это высотное положение лада. Давайте разбираться. В темперированной системе (а мы никуда от неё уходить пока не собираемся) октава включает в себя 12 звуков, а нот, благодаря альтерации, гораздо больше). Вспомните, что такое энгармонизм. От каждого звука мы можем построить мажорный звукоряд. Для этого нам нужно принять за тонику любую ноту (скажем, ре) и построить от неё семиступенный звукоряд, структурная формула которого вам уже хорошо известна: два тона-полутон-три тона-полу тон. Новый звукоряд окажется выше уже известного нам до-мажорного звукоряда на большую секунду (б. 2). Эти лады будут находиться на разной высоте. Не правда ли, теперь становится более понятной формула: тональность - это высотное положение лада?
Перед нами возникает вопрос: сколько же всего имеется мажорных звукорядов? Логика подсказывает: двенадцать. Ведь звуков в темперированной октаве именно столько. Но, увы, это не так. Однако для того, чтобы это понять и узнать их количество, нам надо немного потрудиться. Давайте построим несколько мажорных звукорядов. Начнём со звукоряда от ноты соль. Напоминаем вам, что строить звукоряд мы будем по формуле мажорного лада.
Итак, сначала мы записываем ноты звукоряда вверх от соль первой октавы до соль второй октавы. Затем считаем интервалы между звуками. От ноты соль до ноты ля - 1 тон, от ля до си - тоже тон. От си до до - полутон. Пока мы не отступаем от формулы: два тона-полутон. Далее, от ноты до до ре - тон, от ре до ми - тоже тон, а от ми до фа (внимание!) - полутон. Но по формуле мажора здесь должен быть тон. Как сделать тон из полутона? Правильно, надо расширить интервал с помощью диеза. Ставим его перед фа. Теперь между ми и фа-диезом - тон. Что и требовалось. Остаётся один промежуток: между фа-диезом и соль. Это полутон, как и следует по нашей формуле. Что же мы сделали? Мы написали звукоряд от ноты соль. Этот звукоряд можно определённо назвать соль-мажорным, потому что мы строили его по формуле мажора. Поздравляю вас с удачно построенным натуральным звукорядом тональности Соль мажор\ В отличие от до-мажорного звукоряда, в котором нет ни одного знака альтерации, в соль-мажорном звукоряде появляется фа-диез. Этот случайный (неслучайный) знак всегда находится в звукоряде тональности Соль мажор. Поэтому мы его повышаем в должности: переводим из разряда случайных знаков в разряд знаков ключевых и ставим его справа от ключа. Тут его законное место. Теперь этот знак становится эмблемой тональности, признаком, по которому мы определяем тональность как Соль мажор. Запомним, что в этой тональности при ключе всегда будет выставлен фа-диез.
Традиционно названия мажорных тональностей складываются из прописной латинской буквы, соответствующей тонике, и слога дур (лат. сокр. dur от durus - твёрдый). Например: Cdur-До мажор, D dur - Ре мажор, Е dur - Ми мажор и т.д. Надо сказать, что и мажорный лад, и мажорный аккорд действительно звучат достаточно твёрдо.
Названия минорных тональностей производятся с помощью строчной латинской буквы и слога моль (лат. сокр. moll от mollis - мягкий). Например: с moll - до минор, d moll - ре минор, е moll -ми минор и т. д. Очевидно, что минор действительно звучит гораздо мягче, чем мажор. Образно выражаясь, можно сказать, что мажор олицетворяет мужское начало, а минор - женское. Своего рода "ян" и "инь".
В обозначениях тональностей можно увидеть суффиксы is и es, что соответствует знакам альтерации # и '?. Например: Cis dur-До-диез мажор, Des dur - Ре-бемоль мажор. При сочетании гласных букв со слогами is и es образуются такие обозначения, как as-ля-бемоль, ais-ля-диез и es - ми-бемоль.
А теперь ваше задание. Постройте мажорные звукоряды от следующих нот, и вы получите звукоряды соответствующих тональностей (см. в скобках): ре (D dur), ля (A dur), ми (Е dur), си (Н dur), фа-диез (Fis dur), до-диез (Cis dur). Далее постройте мажорные звукоряды от следующих нот: фа (F dur), си-бемоль (В dur), ми-бемоль (Es dur), ля-бемоль (As dur), ре-бемоль (Des dur), соль-бемоль (Ges dur) и до-бемоль (Ces dur). При построении звукорядов сначала прописывайте ноты от нижней до верхней тоники, а затем подсчитывайте тоны-полутоны.
Построили? Сколько у вас получилось тональностей? Четырнадцать вместе с Соль мажором? А если добавить сюда До мажор, то всего получится 15 мажорных тональностей. Так-то. Запомните это.
Итак, вы выполнили задание. Теперь его можно проверить, сравнив с мажорными звукорядами кварто-квинтового круга. Если вы ошиблись, не переживайте, ошибки - наши лучшие друзья. Они вдохновляют нас на новые попытки и дают нам возможность ощутить радость преодоления и косного учебного материала, и самих себя: нашей лени, уныния и сонливости.
На следующем уроке мы рассмотрим кварто-квинтовый круг
Приглашаем в нашу школу гитары
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитары