Название музыкального стиля – «блюз» - буквально означает «печальный», «синий от грусти». Это область мелодичного, лирического самовыражения, своеобразное музыкальное размышление о жизни, любви, чувствах. Печальным первоначально было содержание блюзовых песен, их тематика, и это впечатление сохранилось до сегодняшнего дня: «Когда уходит любовь, остается блюз», поется в современной авторской песне.
Блюз, как правило, играют в минорном ладу, причем его основой является пентатоника – лад из пяти ступеней, в котором в сравнении с традиционным минором пропущены полутоны. Для более подробного освоения ладовых принципов блюзовой музыки можно прочитать о пентатонике в учебниках по элементарной теории музыки и выполнить несколько практических заданий, на бумаге или на инструменте. Поиграйте различные минорные гаммы и пентатонику от различных звуков, запомните количество знаков в тональностях.
Игра блюза основана на импровизации, поэтому для начала можно комбинировать звуки, образующие пентатонику в той или иной тональности, на ваше усмотрение. Ваше чутье и музыкальная интуиция начнет подсказывать вам, как украсить вашу импровизацию, с помощью трелей, вибрато, скольжений, подтяжек и других приемов.
При игре блюза даже по нотам возникают весьма своеобразные особенности. Там, где написаны две ровные восьмые, музыканты часто играют, затягивая первую ноту и сокращая вторую. Другая особенность блюза – это синкопы, перенос акцента на слабую долю вместо сильной. Блюзовые импровизаторы могут затягивать ноту, попадающую на сильную долю, либо нажимать ее раньше, для получения такого эффекта.
Формой блюзовой песни чаще всего является «блюзовый квадрат», который обычно состоит из трех построений по четыре такта, по схеме A A1 B. В первом построении излагается тема песни, во втором она развивается и варьируется, а в третьем возникает некое «итоговое» новое качество, концентрируется смысл всей песни.
Блюзовый стиль отличается мелодичностью, и инструментальный состав исполнителей – состоит из мелодических инструментов: гитара, скрипка, фортепиано, духовые (кларнет, фагот, саксофон), возможно и применение электронных инструментов – например, электроскрипки. Роль ударных в этом стиле несколько меньше, чем в других направлениях джазового музицирования.
Для записей и выступлений подготовьте соответствующую аппаратуру (микрофоны, кабели, усилители), прослушайте акустику помещения, но учтите, что для этого стиля менее важен динамический «драйв» и больше – красота самих тембров и их сочетаний. Поищите необычные тембровые краски, если используете синтезатор или методы компьютерных технологий.