Фортепиано – это прекрасный музыкальный инструмент. Его исключительность неоспорима. Очень часто прогресс жестоко обращается с предшественниками, но пианино не утратило своей актуальности.
Родоначальником фортепиано считается охотничий лук. С современным пианино у него мало сходства, если только не струна, туго натянутая. Она издавала звуки, и человек получал первые звуковые ощущения. Шло время, и у людей зародилась мысль, что одна струна звучит однообразно и слабо. Был создан инструмент монохорд с множеством струн. В средневековье человеку пришла мысль изобрести клавиши. Они непосредственно связывали пальцы музыканта и струны. Появился клавикорд. Это был очень выразительный инструмент, но со слабым звучанием. Поэтому в скором времени к нему на смену пришёл клавесин, который возник во Франции. Звук извлекался с помощью язычка, который задевал струну, когда нажимали на клавишу.
Клавиатура тоже возникла в средневековой Европе. Многие музыканты трудились над устройством клавиатуры, чтобы она выглядела так, как современная. Вначале были только белые клавиши. Чёрные появились гораздо позже и позволили музыкантам исполнять полутона, без которых произведения звучали некрасиво. Даже привычный звукоряд, состоящий из семи нот, появился не сразу. Над ним довольно долго работали музыканты из разных стран и путём дискуссий и споров создали классическую семинотную систему, которая успешно функционирует и по сей день.
Клавесин – клавишно-щипковый инструмент. Исполнитель не мог сыграть на нём тише или громче из-за одинаковой силы извлечения. Произведение звучало монотонно, отрывисто и гнусаво. Но не смотря на это клавесин был очень популярен в XVII-XVIII столетиях. Такие великие композиторы, как Гендель, Рамо, Бах, Куперен, сочинили для него прекрасную музыку.
Музыка – это прежде всего выражение чувств человека. Она должна волновать, сопереживать и вытащить наружу весь спектр эмоциональности слушателя. А монотонность клавесина этому не способствовала и он нуждался в реконструкции. С этой задачей блестяще справился итальянец Бартоломео Кристофори. Он присмотрелся к такому инструменту, как цимбала и убрав из клавесина язычки поставил туда колотушки. Бартоломео к каждой клавише прикрепил рукоятку, которая свободно толкала зафиксированную в петле колотушку. Молоточковое устройство произвело огромный эффект. Оно воспроизводило разные нюансы произведения: и пианиссимо, и форте.
Появился новый инструмент фортепиано , который звучит тихо и громко. Он сразу привлёк таких композиторов, как Моцарт, Гайдн, Лист, Шопен, Шуман, Чайковский, Рахманинов, которые сочинили для этого инструмента много прекрасных классических произведений. Фортепиано зазвучало в больших концертных залах. Но эволюция фортепиано не стояла на месте. Разные мастера из Италии, Англии – Зильберманн, Цумпе, Шрётер - усовершенствовали инструмент: внесли новые характеристики, которые приблизили звучание к современному. Так в начале XVIII века началась эра струнных молоточковых инструментов.
Современных мастеров музыкальных инструментов начинают не удовлетворять классические формы фортепиано и они изобретают новые. Польский дизайнер Роберт Майкут предложил пианино в форме касатки. Фирма Schimmel представила пианино в виде космического корабля. Знаменитая Ямаха изобрела пианино мечты.
Фортепиано уникальный инструмент. Его диапазон огромен. Он может звучать и как оркестр, и как тончайшая флейта. При этом оно не стареет и приносит людям радость.